Внедрение новых технологий в промышленность – современный тренд, который все больше набирает обороты. Модели качества 4.0 на современных предприятиях являются важнейшим инструментом управления такими технологиями, обеспечивающими автоматизацию традиционных производственных процессов. Подробнее об особенностях их работы и основных преимуществах – в нашем материале.
Новые производственные технологии в промышленности неизбежно задают новые стандарты качества. Для эффективного внедрения передовых методов организации производства необходимо проведение анализа положительных и отрицательных аспектов этих инструментов, изучение их влияния на систему управления промышленным предприятием. Полная версия материала была опубликована в журнале «Главный инженер. Управление промышленным производством» за август 2022 года.
Управление качеством на промышленных предприятиях
Цифровизация организаций создает уникальные возможности для управления качеством продуктов и услуг, предоставляемых организацией. Проблемы, с которыми сталкиваются традиционные методы управления качеством, заключаются в том, что потребности клиентов постоянно меняются, растут и требования к качеству продукции. Развивая и совершенствуя традиционные методы качества, качество 4.0 позволит усовершенствовать бизнес-модели предприятия, используя инновационные технологии и повышая производительность при минимизации затрат.
Индустрия 4.0 – это набор концепций. Некоторые из ключевых концепций индустрии 4.0 обобщены следующим образом:
- Умная фабрика. В этой среде меняются подход к проектированию производственных мощностей – производство следует оснащать датчиками, действующими лицами и автономными системами, что влияет на повышение уровня оценки и анализа ключевых процессов.
- Киберфизические системы – это интеграция вычислений, сетей и физических процессов внутри организации. Это новый подход к проектированию и организации производственного процесса, при котором практически все этапы производства управляются и контролируются компьютерными программами.
- Самоорганизация в производственных системах. Все стадии производственного проектирования подчиняются собственным системам управления и алгоритмам.
- Новые системы распределения, закупок и разработки продуктов и услуг. Они могут постепенно индивидуализироваться, повышая конкурентоспособность и удовлетворенность потребителей.
- Адаптация к потребностям человека для создания новых производственных систем.
Таким образом, индустрия 4.0 оцифрует всю организацию, включая менеджмент управления промышленным предприятием, а вместе с ней и ее основные функции.
Основное отличие качества 4.0 четвертой промышленной революции от предыдущих его версий состоит в способности компьютеров обмениваться данными и принимать решения на основе внутреннего анализа, без участия человека. В связи с этим существенно меняются задачи управления промышленным предприятием. Одной из сфер менеджмента, которая существенно изменяется с появлением цифровизации, является контроль качества. Традиционные функции при контроле качества 4.0 должны включать в себя пять концепций индустрии 4.0, чтобы предприятия продолжали создание высококачественных продуктов и услуг.
Этапы внедрения модели качества 4.0
Этапами реализации модели качества 4.0 являются:
- Анализ действующей системы качества.
- Полный переход к электронному документообороту и электронным подписям.
- Выбор автоматизированной системы управления.
- Автоматизация бизнес-процессов.
- Создание технологичной среды предприятия.
- Применение пяти концепций индустрии 4.0 при работе со стейкхолдерами.
- Проведение сбора, обработки и анализа больших данных в рамках контроля СМК.
- Применение риск-ориентированного мышления.
- Постоянное улучшение системы и выработка новых управленческих решений.
- Непрерывность мониторинга и управления изменениями.
Для проектирования модели качества 4.0 на предприятиях следует выделить несколько принципов: совместимость, прозрачность, техническая поддержка, децентрализация управленческих решений. Совместимость говорит о способности различных устройств, датчиков и людей взаимодействовать и общаться друг с другом через интернет вещей (IoT).
Преимущества модели качества 4.0
Качество 4.0 базируется на уменьшении разрыва между требованиями потребителей и характеристиками продукции, который возникает из‑за необходимости адаптации массовой продукции к индивидуальным потребностям отдельного клиента или компании.
Положительные результаты от использования модели качества 4.0:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда, продукции и услуг;
- автоматизация закупочных, логистических, складских процессов;
- упорядочение документооборота;
- оптимизация всех процессов;
- улучшение анализа со стороны руководства;
- увеличение объема продаж;
- оптимизация проектирования производственных систем предприятия;
- уменьшение затрат и издержек производства.
Таким образом, модель качества 4.0 – это оцифровка качества проектирования, соответствия и производительности с использованием современных технологий.
Недостатки модели качества 4.0
Принятие новых технологий зачастую осложняется рисками, связанными с сокращением различных профессий, необходимостью переподготовки кадров, дефицитом финансовых ресурсов, необходимых для внедрения инноваций, угрозой кибербезопасности.
Потенциальные трудности:
- увольнение недостаточно квалифицированного персонала;
- большие затраты на разработку, внедрение;
- отсутствие возможности сертифицировать новую модель, необходимость проведения традиционной сертификации СМК для поддержания конкурентоспособности;
- сложность в выборе сертифицирующего органа;
- неприятие новых принципов управления руководителями среднего звена;
- отсутствие необходимых методических материалов и рекомендаций по внедрению ключевых принципов модели качества 4.0;
- сложность в освоении терминов для персонала, не имеющего IT-образования;
- создание мотивации для коллектива;
- непрерывный анализ текущей ситуации руководителями среднего и высшего звена управления;
- загруженность задач представителя по качеству в малых предприятиях.
Можно сделать вывод, что успешное внедрение новых технологий в промышленность, в первую очередь, будет зависеть от того, какими финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами обладает организация и насколько хорошо обрабатываются поступающие данные именно для достижения целей в области качества. Передовые методы контроля и управления в сочетании с более продуманными процессами и цифровыми инструментами теперь могут позволить командам в области управления качеством последовательно предоставлять клиентам высокопроизводительные продукты.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер. Управление промышленным производством» ИД «ПАНОРАМА».