Внедрение модели качества 4.0 на предприятии

Внедрение модели качества 4.0 на предприятии

Внедрение новых технологий в промышленность – современный тренд, который все больше набирает обороты. Модели качества 4.0 на современных предприятиях являются важнейшим инструментом управления такими технологиями, обеспечивающими автоматизацию традиционных производственных процессов. Подробнее об особенностях их работы и основных преимуществах – в нашем материале.

Новые производственные технологии в промышленности неизбежно задают новые стандарты качества. Для эффективного внедрения передовых методов организации производства необходимо проведение анализа положительных и отрицательных аспектов этих инструментов, изучение их влияния на систему управления промышленным предприятием. Полная версия материала была опубликована в журнале «Главный инженер. Управление промышленным производством» за август 2022 года.

Управление качеством на промышленных предприятиях

Цифровизация организаций создает уникальные возможности для управления качеством продуктов и услуг, предоставляемых организацией. Проблемы, с которыми сталкиваются традиционные методы управления качеством, заключаются в том, что потребности клиентов постоянно меняются, растут и требования к качеству продукции. Развивая и совершенствуя традиционные методы качества, качество 4.0 позволит усовершенствовать бизнес-модели предприятия, используя инновационные технологии и повышая производительность при минимизации затрат.

Индустрия 4.0 – это набор концепций. Некоторые из ключевых концепций индустрии 4.0 обобщены следующим образом:

  1. Умная фабрика. В этой среде меняются подход к проектированию производственных мощностей – производство следует оснащать датчиками, действующими лицами и автономными системами, что влияет на повышение уровня оценки и анализа ключевых процессов.
  2. Киберфизические системы – это интеграция вычислений, сетей и физических процессов внутри организации. Это новый подход к проектированию и организации производственного процесса, при котором практически все этапы производства управляются и контролируются компьютерными программами.
  3. Самоорганизация в производственных системах. Все стадии производственного проектирования подчиняются собственным системам управления и алгоритмам.
  4. Новые системы распределения, закупок и разработки продуктов и услуг. Они могут постепенно индивидуализироваться, повышая конкурентоспособность и удовлетворенность потребителей.
  5. Адаптация к потребностям человека для создания новых производственных систем.

Таким образом, индустрия 4.0 оцифрует всю организацию, включая менеджмент управления промышленным предприятием, а вместе с ней и ее основные функции.

Основное отличие качества 4.0 четвертой промышленной революции от предыдущих его версий состоит в способности компьютеров обмениваться данными и принимать решения на основе внутреннего анализа, без участия человека. В связи с этим существенно меняются задачи управления промышленным предприятием. Одной из сфер менеджмента, которая существенно изменяется с появлением цифровизации, является контроль качества. Традиционные функции при контроле качества 4.0 должны включать в себя пять концепций индустрии 4.0, чтобы предприятия продолжали создание высококачественных продуктов и услуг.

Этапы внедрения модели качества 4.0

Этапами реализации модели качества 4.0 являются:

  1. Анализ действующей системы качества.
  2. Полный переход к электронному документообороту и электронным подписям.
  3. Выбор автоматизированной системы управления.
  4. Автоматизация бизнес-процессов.
  5. Создание технологичной среды предприятия.
  6. Применение пяти концепций индустрии 4.0 при работе со стейкхолдерами.
  7. Проведение сбора, обработки и анализа больших данных в рамках контроля СМК.
  8. Применение риск-ориентированного мышления.
  9. Постоянное улучшение системы и выработка новых управленческих решений.
  10. Непрерывность мониторинга и управления изменениями.

Для проектирования модели качества 4.0 на предприятиях следует выделить несколько принципов: совместимость, прозрачность, техническая поддержка, децентрализация управленческих решений. Совместимость говорит о способности различных устройств, датчиков и людей взаимодействовать и общаться друг с другом через интернет вещей (IoT).

Преимущества модели качества 4.0

Качество 4.0 базируется на уменьшении разрыва между требованиями потребителей и характеристиками продукции, который возникает из‑за необходимости адаптации массовой продукции к индивидуальным потребностям отдельного клиента или компании.

Положительные результаты от использования модели качества 4.0:

  • повышение конкурентоспособности на рынке труда, продукции и услуг;
  • автоматизация закупочных, логистических, складских процессов;
  • упорядочение документооборота;
  • оптимизация всех процессов;
  • улучшение анализа со стороны руководства;
  • увеличение объема продаж;
  • оптимизация проектирования производственных систем предприятия;
  • уменьшение затрат и издержек производства.

Таким образом, модель качества 4.0 – это оцифровка качества проектирования, соответствия и производительности с использованием современных технологий.

Недостатки модели качества 4.0

Принятие новых технологий зачастую осложняется рисками, связанными с сокращением различных профессий, необходимостью переподготовки кадров, дефицитом финансовых ресурсов, необходимых для внедрения инноваций, угрозой кибербезопасности.

Потенциальные трудности:

  • увольнение недостаточно квалифицированного персонала;
  • большие затраты на разработку, внедрение;
  • отсутствие возможности сертифицировать новую модель, необходимость проведения традиционной сертификации СМК для поддержания конкурентоспособности;
  • сложность в выборе сертифицирующего органа;
  • неприятие новых принципов управления руководителями среднего звена;
  • отсутствие необходимых методических материалов и рекомендаций по внедрению ключевых принципов модели качества 4.0;
  • сложность в освоении терминов для персонала, не имеющего IT-образования;
  • создание мотивации для коллектива;
  • непрерывный анализ текущей ситуации руководителями среднего и высшего звена управления;
  • загруженность задач представителя по качеству в малых предприятиях.

Можно сделать вывод, что успешное внедрение новых технологий в промышленность, в первую очередь, будет зависеть от того, какими финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами обладает организация и насколько хорошо обрабатываются поступающие данные именно для достижения целей в области качества. Передовые методы контроля и управления в сочетании с более продуманными процессами и цифровыми инструментами теперь могут позволить командам в области управления качеством последовательно предоставлять клиентам высокопроизводительные продукты.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер. Управление промышленным производством» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *