Изменения в законе о банкротстве предприятий

Изменения в законе о банкротстве предприятий

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предполагает повышение эффективности процедуры банкротства для предприятий в стадии кризиса. В статье представлен обзор предстоящих изменений в законодательство, направленных на восстановление платежеспособности должников.

Тема несостоятельности – одна из наиболее актуальных в современных условиях. Причины кризисов предприятий кроются в нестабильной экономической обстановке, финансовых кризисах и прочих негативных факторах. Многие организации в попытке остаться «на плаву» реструктуризируют долги, восстанавливают бизнес. И все же многие малые, средние и крупные предприятия сегодня оказались на грани разорения.

Закон о несостоятельности и банкротстве

Российская действительность показывает, что действующая процедура банкротства не предполагает эффективного механизма реабилитации, а также не обеспечивает баланс интересов трех ключевых сторон – государства, кредиторов и должников. Предприятие после банкротства, в лучшем случае, оказывается способным закрыть все обязательства, о дальнейшем развитии, как правило, после прохождения процедуры банкротства речь уже не идет.

Сегодня многие предприниматели воспринимают существующую процедуру банкротства как инструмент по ликвидации бизнеса и по увеличению сроков возврата долгов. После окончания банкротства лишь единицам среди предпринимателей удается восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок. Государство уже обратило внимание на существующие проблемы и несовершенство института несостоятельности и признало, что процедура требует тотальной модернизации.

Причины банкротства предприятий

С точки зрения действующего законодательства несостоятельность – это неспособность должника (юридического лица) удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Среди признаков банкротства юридического лица выделяют

  • наличие денежных обязательств
  • неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов
  • неспособность юридического лица исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в указанный срок.

Для проведения процедуры банкротства предприятий необходимо подать в суд заявление о признании компании банкротом. Дела о банкротстве рассматриваются Арбитражным судом. Правом на подачу заявления в суд обладают: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник либо бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Однако, помимо указанных выше признаков, действующее законодательство предусматривает еще одно важное условие. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.

Процедура банкротства юридического лица

Проект рассматриваемого закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает значительное сокращение процедур банкротства должника. В будущем п. 1 ст. 27 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, возможно, будет предусматривать всего три процедуры для банкротства должника – юридического лица:

  1. реструктуризация долгов,
  2. конкурсное производство,
  3. мировое соглашение.

А в нынешней редакции п. 1 ст. 27 Федерального закона от «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает пять процедур:

  1. наблюдение,
  2. финансовое оздоровление,
  3. внешнее управление,
  4. конкурсное производство,
  5. мировое соглашение.

Государство нацелено отказаться от таких процедур, как финансовое оздоровление и внешнее управление. Основной акцент авторы законопроекта намерены сделать на реструктуризации – процедуре, применяемой в деле о банкротстве к должнику (юридическому лицу) в целях восстановления его платежеспособности, сохранения работоспособности хозяйствующего субъекта и удовлетворения требований кредиторов. Иными словами, законодатели преследуют цель создать эффективный инструмент по спасению бизнеса из тяжелой экономической ситуации и предлагают мероприятия по выводу предприятия из кризиса.

Сегодня предприниматели используют действующий механизм банкротства как способ затягивания процедур по возврату накопившихся долгов, а также как возможность избежать уплаты долгов, а не как возможность восстановления и возвращения на рынок. Антикризисная политика предприятия в будущем сделает банкротство не последним отчаянным шагом по спасению оставшихся средств, а способом вернуть контроль над ситуацией.

По мнению министра экономического развития Российской Федерации Решетникова М. Г., «в большинстве случаев компании прибегают к процедуре банкротства, когда активы из предприятия уже выведены». Помимо этого, новый законопроект вводит четкий срок реализации плана реструктуризации долгов. Такой срок не может превышать четыре года со дня его утверждения арбитражным судом. Однако предусмотрена также возможность его продления, но не более чем на четыре года. Согласно ст. 83 проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» срок может быть продлен по решению собрания кредиторов.

Среди значимых нововведений стоит также обратить внимание и на второй способ возврата задолженности, а именно на продажу предприятия целиком. Такая процедура предусмотрена для дальнейшего полноценного функционирования бизнеса, а также для сохранения рабочих мест.

Риск банкротства имеется у любого предприятия. Действующее законодательство, регулирующее эту процедуру, остро нуждается в модернизации и фундаментальных изменениях. Необходимо сделать ее более «цивилизованной» и направленной, прежде всего, на помощь должнику, на восстановление его платежеспособности, на сохранение рабочих мест и работы предприятия, а не на стимулирование продажи активов и последующую ликвидацию бизнеса. Это поможет сгладить последствия кризиса промышленных предприятий и положительно скажется на развитии предпринимательства в России.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным производством» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *