В клинической практике достаточное большое количество пациентов предъявляют жалобы на неврологические нарушения, обусловленные остеохондрозом шейного отдела позвоночника. Некоторые из них вызваны достаточно тяжелой патологией – конкресценцией шейных позвонков. О причинах развития и клинических наблюдениях пациентов с такими нарушениями – в нашем материале.
Большинство пациентов, которые обращаются к неврологу с болью и неврологическими нарушениями в области шейного и верхнего грудного отделов позвоночника, страдают остеохондрозом. Несмотря на это, в некоторых случаях развитие и прогрессирование данной симптоматики может быть обусловлено структурными аномалиями в шейном отделе позвоночного столба (синдромом Клиппеля – Фейля), который является генетической патологией. Своевременная диагностика этого заболевания с выполнением комплексных методов исследования позволяет разработать индивидуальную тактику ведения каждого конкретного пациента с учетом степени выраженности клинических проявлений для замедления прогрессирования осложнений.
Конкресценция позвонков шейного отдела
Прогрессирующая конкресценция (блокирование или сращение) тел позвонков является весьма сложной патологией, характеризующейся неинфекционным генезом и проявляющейся сужением передней части междискового пространства. Одной из причин развития патологии выступает врожденный синдром Клиппеля – Фейля. Распространенность синдрома в неврологии шейного отдела позвоночника оценивается приблизительно 1:40000. Заболевание несколько чаще выявляется у женщин (3:2) и имеет внутрисемейный характер.
Конкресценция позвонков шейного отдела позвоночника чаще всего представляет собой врожденную патологию, которая развивается внутриутробно и обусловлена нарушениями нормальных процессов формирования позвоночного столба. В качестве причин подобных нарушений могут выступать:
- генетические аберрации (хромосомные перестройки или мутации);
- инфекционные заболевания матери во время беременности;
- воздействие ионизирующих излучений.
Чаще всего заболевание связано с генетическими мутациями, однако может иметь и приобретенный характер, проявляясь уже во взрослом возрасте. В этом случае причинами являются:
- травматические повреждения костей или хрящей (посттравматическая конкресценция);
- хронические заболевания суставов, например, болезнь Бехтерова.
При частичной конкресценции позвонков патологические структурные элементы позвоночника поражаются не полностью. В подобных случаях может наблюдаться сращивание первого и второго шейных позвонков, при этом дужки остаются незарощенными. Также возможно сращивание атланта с затылочной костью, что приводит к уменьшению высоты позвоночного столба.
Если позвоночник поражен на уровне шеи, специалисты называют подобное состояние синдромом Клиппеля – Фейля. В наиболее распространенном варианте этого заболевания происходит сращение первого и второго позвонков. Реже в зону сращивания попадают нижележащие позвонки, при этом их число не превышает четырех. Такая патология сочетается с другим отклонением – незарощенными дужками позвонков.
Типы синдрома Клиппеля – Фейля
В современной нейрохирургии выделяют 4 типа синдрома Клиппеля – Фейля, различающиеся по характеру патологических изменений позвоночного столба:
- I тип KFS1 – наблюдается единственный сросшийся шейный сегмент;
- II тип KFS2 – несколько несмежных сросшихся сегментов;
- III тип KFS3 – несколько смежных сросшихся шейных сегментов;
- IV тип KFS4 – помимо изменений шейного отдела позвоночника характерно тотальное недоразвитие крестцового отдела.
Как правило, диагноз ставится на основании клинической триады, сочетающей такие признаки:
- короткая шея;
- низкая задняя линия роста волос;
- ограниченное движение шеи.
При этом нередко один или два признака из триады сочетаются с дополнительными разнообразными аномалиями. Среди них чаще всего наблюдаются:
- сколиоз (60% случаев);
- скрытая расщелина позвоночника (45%);
- почечные аномалии (35–55%);
- деформация ребер (20–30%), глухота (30–40%);
- синкинезия – непроизвольные двигательные акты, появляющиеся в одной части тела при произвольных движениях в другой (20%);
- врожденные пороки сердца (8–14%);
- аномалия плечевого пояса, деформация лопаток (20-30%).
Менее часто встречаются врожденные дефекты конечностей, пороки развития кишечника, черепно-лицевые деформации и деформации ушей.
Таким образом, клиническая картина конкресценции шейных позвонков характеризуется значительной гетерогенностью и может существенно отличаться от классической триады, описанной Клиппелем и Фейлем. Это в значительной степени затрудняет дифференциальную диагностику, особенно с учетом того, что данная патология достаточно редко встречается в клинической практике, что является одной из проблем современной неврологии.
Клинический случай пациента с синдромом Клиппеля – Фейля
В статье, размещенной в журнале «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии» за март 2021 года, приведено клиническое наблюдение пациента с синдромом Клиппеля – Фейля. Авторы исследования – С. А. Яхьяева, Н. И. Гарабова, М. Г. Буржунова, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва.
В клинику поступил пациент 40 лет с жалобами на слабость и онемение в правой руке, на ограничение движений в левой руке, слабость в левой руке, сгибательную контрактуру в суставе левой руки, похудание мышц левой руки, боли в шее, ограничение движения в шейном отделе позвоночника. По данным анамнеза, пациент получил травму шейного отдела позвоночника, закрытый вывих костей левого предплечья с отрывом венечного отростка локтевой кости, перелом шейки лучевой кости в результате падения с велосипеда.
У пациента наблюдалось:
- умеренное нарушение жизнедеятельности;
- уменьшение силы в руках;
- ограничение движения в шейном отделе позвоночника;
- снижение поверхностной чувствительности в верхних конечностях справа;
- болевой синдром, не купируемый приемом обезболивающих препаратов;
- выраженная болезненность в шейном отделе при пальпации.
В неврологическом статусе: по шкале Ренкина – III степень. Умеренное нарушение жизнедеятельности: необходима определенная помощь, однако сохраняет способность к самостоятельному передвижению. Индекс мобильности Ривермид – 10 баллов. Мышечный тонус – D < S. Сухожильные рефлексы с верхних конечностей справа понижены, слева не вызываются – болевой синдром, коленные рефлексы в норме, ахилловы рефлексы в норме.
Компьютерно-томографическое исследование шейного отдела позвоночника после травмы показало:
- признаки дегенеративно-дистрофических изменений (остеохондроз, спондилоартроз) шейного отдела позвоночника;
- грыжа межпозвонкового диска в сегменте С3 – С4 с относительным стенозом позвоночного канала;
- протрузии межпозвонковых дисков в сегментах С4 – С5; С5 – С6; С7 – Th1;
- сужение межпозвонковых отверстий в сегментах С3 – С4 и С5 – С6;
- конкресценция С2 – С3.
Обращает внимание периодическое течение неврологической симптоматики у пациента. Имело место постепенное нарастание степени выраженности симптомов вплоть до пареза правой верхней конечности, выявленного при исследовании объективного статуса. Не следует исключать тот факт, что конкресценция могла быть вызвана травмой, случившийся с пациентом.
С учетом того, что конкресценция шейных позвонков и синдром Клиппеля – Фейля является редкой тяжелой аномалией, негативно влияющей на тонус сосудов головного мозга, верхних конечностей и провоцирующей развитие тяжелых осложнений, пациенту рекомендовано динамическое наблюдение, симптоматическая терапия, консультация генетика (для исключения врожденного характера патологии).
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии» ИД «ПАНОРАМА».