Развитие цифровых систем обучения

Развитие цифровых систем обучения

Разработка программных комплексов, предназначенных для подготовки и контроля знаний работников по безопасности производства и охране труда, ведется НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ последние три десятилетия. Последние версии цифровых систем обучения безопасности производства обеспечивают автоматизацию, по существу, всех задач, связанных с обучением персонала, включая дистанционное обучение.

Система управления промышленной безопасностью на предприятии в обязательном порядке включает обучение и проверку знаний работников требованиям охраны труда. Обучение, проверка и инструктаж работников входят в сферу ответственности инженера по промышленной безопасности. Эти же специалисты должны своевременно проходить профподготовку и повышение квалификации.

Специалисты НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ уже более трех десятилетий разрабатывают программы и цифровые системы обучения персонала безопасному производству. Разработка программных комплексов ведется с 1989 г. Программы позволяют автоматизировать и персонализировать весь процесс обучения, начиная с самых простых правил техники безопасности до профстандарта инженера по промышленной безопасности.

Программы обучения охране труда и безопасности

Программные комплексы с начала своей разработки создавались как средство, направленное на комплексную автоматизацию трудоемких функций и операций ответственного за подготовку и аттестацию персонала по безопасности производства, а не фрагментов его деятельности. Сейчас они являются частью комплексного управления безопасностью труда на промышленном предприятии.

Программные комплексы представляют собой универсальные открытые пользовательские оболочки, позволяющие модифицировать их пользователям без участия разработчиков и программистов. При этом пользователи могут самостоятельно наращивать автоматизируемые функции программ и объемы применяемых вопросов.

В зависимости от специфики производства в программу можно загрузить:

  • инструкцию инженера по промышленной безопасности;
  • методику по обучению электробезопасности на предприятии;
  • системы проверки знаний работников разного уровня и сферы деятельности.

Функции программ обучения охраны труда

Первая версия Комплексной системы подготовки и аттестации персонала по безопасности производства (КСА БП) применена на производстве в 1991 г. Экзаменационно-обучающие программные по комплексы электробезопасности для промышленного применения были разработаны НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ в числе первых в России в 1993 г. с использованием опыта применения ранее разработанных промышленных систем. Программные комплексы экспонировались на ВДНХ СССР и ВВЦ РФ и отмечены серебряной медалью ВДНХ СССР (1990 г.) и двумя медалями «Лауреат ВВЦ» (1994, 1995 гг.).

Было разработано три поколения КСА БП в период с 1991 по 2017 г., включая двадцать версий программных комплексов, функциональные возможности которых совершенствовались по мере производственного применения с учетом рекомендаций квалифицированных пользователей.

Набор целевых систем, входящих в программный комплекс, увеличился с одной до девятнадцати и включает целевые системы:

  • по электробезопасности промышленных предприятий;
  • безопасности тепловых энергоустановок, паровых и водогрейных котлов;
  • безопасности оборудования, работающего под давлением;
  • техники безопасности подъемных сооружений, лифтов;
  • охраны труда и безопасности в нефтяной и газовой промышленности;
  • безопасности работы с компрессорными, холодильными установками;
  • безопасности работы автомобильного, железнодорожного транспорта;
  • безопасности труда в строительстве и работ на высоте, металлургической промышленности и т.д.

Если рассмотреть одну из версий, например, электробезопасность на предприятии по новым правилам, комплексная система включает:

  • правила электробезопасности на предприятии;
  • проверку по электробезопасности на предприятии;
  • аттестацию по электробезопасности на предприятии.

Вопросы систематизированы по целевым системам (предметным областям), нормативным документам, виду оборудования, видам выполняемых работ, производственным объектам, уровню квалификации, что упрощает и делает увлекательным поиск необходимых вопросов из их большого исходного объема при формировании групп вопросов для инструктируемых и аттестуемых работников с определенными профессиональными обязанностями и выполняющих определенный вид работы.

Система формирования правильных и неправильных ответов, используемые приемы логических различий в формулировках ответов, совокупность визуальных различий полностью исключают выбор правильного ответа на вопрос без необходимых знаний (сохраняется возможность неосмысленного случайного попадания на правильный ответ).

Развитие цифровых систем обучения

Большие объемы поставляемых высокопрофессиональных вопросов и ответов на них, исключающих не обоснованный знаниями аттестуемого подбор правильного ответа, позволяют формировать гибкие интеллектуальные программы подготовки и проверки знаний работников по безопасности производства и охране труда, при необходимости корректируемые в соответствии с изменяющимися нормативными актами и требованиями безопасности в отношении конкретных профессий, видов выполняемых работ.

Цифровые системы обучения безопасности производства ежегодно модифицируются, совершенствуются их структурные и функциональные возможности по запросам и замечаниям пользователей. Аттестация персонала по безопасности производства и охране труда организуется на базе действующих нормативных документов в необходимом объеме с исчерпывающим объемом организации в информационные ресурсы ЦСО БП.

Разграничение доступа к модулям и действиям программных комплексов, к накопленным в результате эксплуатации информационным ресурсам организуется в соответствии со структурой организации и корпоративной иерархией. Также может быть установлен персонифицированный доступ к указанным объектам и ресурсам.

Базой знаний программных комплексов поддерживается возможность формирования пользователем любых своих предметных областей и ввод вопросов по разным направлениям системы управления промышленной безопасности на предприятии, нормативным и инструктивным материалам, которые также могут быть включены в уже существующие разделы цифровой системы по усмотрению ответственного за обучение. Все замечания и пожелания пользователей учитывались при разработке каждой очередной версии программных комплексов на протяжении последних тридцати лет.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Лин-технологии. Бережливое производство» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *