Современное цифровое производство предусматривает применение передовых методов имитационного моделирования и многофункциональных сетевых коммуникационных устройств при управлении промышленной безопасностью на предприятии. Об использовании цифровых систем обучения при организации безопасного производства – в нашем материале.
Производственные цифровые технологии включают в себя программно-аппаратные комплексы автоматического контроля качества продукции и повышения безопасности производства. Они предусматривают технологическую подготовку производства путем планирования, проверки и моделирования безопасных производственных процессов в единой виртуальной среде.
Цифровые системы обучения
Специальные программные продукты цифрового производства позволяют решать задачи планирования производственных процессов, моделирования материальных и логистических потоков, нормирования операций, моделирования участия человека в производственных процессах, подготовки рабочих и эксплуатационных инструкций для создания безопасного производства (БП). Внедрение концепции цифрового производства позволяет свести к минимуму нештатные и аварийные ситуации в реальном производстве за счет их выявления и устранения на ранних этапах подготовки производства в виртуальной среде.
В результате обнаружения ошибок при внедрении новых технологий в промышленность и организации производства на стадии виртуального моделирования они устраняются на этапе проектирования, что позволяет организовать эффективное производство с необходимым уровнем безопасности.
Цифровые системы обучения в производстве
При применении цифровых систем обучения безопасности производства в организации, использующей новые технологии в промышленности, создается цифровая образовательная среда, встраиваемая в цифровую систему управления производством, она поддерживает безопасность всех технологических процессов с участием человека выполнением своевременного обучения персонала безопасности производства.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) организации состоит из двух основных блоков, первый из которых связан с переводом системы управления промышленной безопасностью на предприятии на интеллектуальную систему поддержки принятия решений. Второй включает единую цифровую образовательную платформу организации, где концентрируются образовательные сервисы и контент, необходимые для организации непрерывных образовательных процессов с привлечением всего контингента организации и поддержания взаимодействия обучаемых и обучающих.
Важным критерием функционирования ЦСО БП в составе ЦОС организации является доступ ко всем сервисам через браузер и кроссплатформенность используемых средств и приложений, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство работы для всех участников образовательного процесса.
Качество цифровых систем обучения
Потребности специалистов, ответственных за цифровое обучение безопасности производства, в том числе и управление безопасностью труда на промышленном предприятии, могут быть реализованы с разной степенью полноты и качества. Эти показатели зависят от набора функциональных возможностей интеллектуальных систем обучения безопасности производства, полноты и достоверности формализованных данных и знаний предметной области, применяемых при формировании образовательной среды, степени участия ответственного специалиста в создании образовательного контента и обучающих программ.
К показателям качества ЦСО БП относятся:
- надежность программных средств ЦСО БП;
- применимость или практичность систем;
- сопровождаемость;
- мобильность;
- экономическая и техническая эффективность применения ЦСО БП.
Качество ЦСО БП может оцениваться характеристиками с количественным значением, ранжированием путем сравнения с опорными значениями, характеристиками, определяющими наличие рассматриваемого свойства или признака. Качество ЦСО БП рассматривается как совокупность характеристик системы, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей пользователя в соответствии с ее назначением.
Защита цифровых систем обучения
ЦСО БП должна находиться в защищенном состоянии на протяжении всего времени функционирования для возможности совершенствования управления промышленным предприятием.
Одним из методов обеспечения информационной безопасности является шифрование данных с применением криптографических алгоритмов. Классификация криптографических алгоритмов может быть выполнена в зависимости от использования ключей, применяемых для шифрования, в том числе бесключевых алгоритмов, одноключевых алгоритмы и двухключевых алгоритмов, применяющих на различных стадиях работы открытый и секретный ключи.
В промышленных ЦСО БП, встроенных в цифровое производство, наиболее успешно устраняются традиционные недостатки производственно-ориентированных систем цифрового обучения безопасности производства, связанные со слабым представлением разработчиков о потребностях пользователей в различных фазах функционирования системы.
Системы позволяют исключить накапливание формализованной информации в избыточных объемах при соблюдении принципа полноты и достаточности данных и знаний для ограниченного круга поставленных целей и задач цифрового обучения, с их помощью создается обоснованное ощущение полного учета интересов пользователя на всех этапах функционирования цифровой интеллектуальной системы обучения безопасности производства.
Управление промышленной безопасностью на предприятии с помощью ЦСО БП должно обеспечивать безопасность (конфиденциальность) информационных ресурсов организации, включая персонифицированные сведения и иные данные о работниках, предусматривать экономически обоснованную, технологически целесообразную систему защиты, обеспечивающую необходимый уровень защищенности, готовности и надежности информационных ресурсов.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер. Управление промышленным производством» ИД «ПАНОРАМА».