Одной из самых грубых ошибок является стремление природопользователя добровольно оплатить минимальный административный штраф за причинение ущерба окружающей среды. Оплата штрафа не освобождает предприятие от необходимости устранения нарушения экологического законодательства и возмещения нанесенного ущерба окружающей природной среде. Генеральные директоры и главные инженеры таких предприятий, уклонившиеся от предписания, могут понести уголовную ответственность.
Привлечение лица (инженера, эколога предприятия и пр.) виновного в нарушении законодательства в области охраны окружающей природной среды, к административной, дисциплинарной, имущественной или даже уголовной ответственности не освобождает его от обязанности устранить нарушение и возместить причиненный ущерб (ч. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Феде[1]рации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ч. 2 ст. 68 Водного кодекса Российской Феде[1]рации от 03.06.2006 № 74-ФЗ). Многие предприниматели недооценивают это требование, что приводит к повторным, более суровым санкциям.
Причинение вреда окружающей среде
Многие природопользователи недооценивают последствия вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях, не обращая внимания на зачастую необоснованное требование государственных органов возместить ущерб, причиненный окружающей природной среде. Между тем, из-за несвоевременной реакции руководители таких предприятий могут быть привлечены даже к уголовной ответственности.
Нарушение экологического законодательства
Для предъявления требований (а в дальнейшем и судебных исков) о возмещении ущерба, причиненного объектам окружающей среды, должностным лицам органов государственной власти достаточно, по их мнению, выявить факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Например, факт осуществления сверхнормативного сброса вредных веществ в составе сточных вод в водный объект или захламление земельного участка отходами производства и потребления. По результатам проведенной проверки или дела об административном правонарушении лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьями 7.6, 8.2, 8.6, 8.13, 8.14, 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ).
При привлечении к административной ответственности инженеров, экологов предприятия, руководителей и других ответственных лиц должностные лица государственных органов рассчитывают на то, что природопользователь не будет оспаривать постановление и добровольно оплатит штраф. Природопользователь, в свою очередь, зачастую действительно оплачивает минимальный административный штраф по постановлению о нарушении водного, земельного законодательства, полагая, что такими действиями он сводит убытки к минимуму. В дальнейшем государственным органам этого оказывается достаточно для формирования доказательственной базы требования об уплате суммы ущерба, к которому природопользователь не зафиксировал каких-либо возражений.
Ответственность за нарушение экологического законодательства
К сожалению, зачастую суды, рассматривая такие требования, считают доказанным факт причинения вреда водному объекту и вину природопользователя при наличии лишь изложенных выше обстоятельств. Однако в КоАП РФ не предусмотрено таких правонарушений, совершение которых автоматически приводит к причинению вреда водному объекту. Например, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое «может» повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Таким образом, постановление о назначении административного наказания не является безусловным доказательством факта причинения вреда водному объекту и не может неоспоримо свидетельствовать о наступлении вреда.
Описанная практика работы государственных органов и поведения природопользователей находит свое отражение в привлечении природопользователей к административной ответственности по иным правонарушениям в области охраны водных объектов, а также по правонарушениям в области охраны земель, недр, животного мира. Результатом подобной практики является часто необоснованное взыскание многомиллионных сумм ущерба с природопользователей.
Закон о конфискации имущества
Принудительная безвозмездная конфискация собственности предприятия, обозначенной орудием совершения или предметом административного правонарушения, является еще одним видом наказания за нанесение ущерба окружающей природной среде. Решение о конфискации принимается судьей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ), зачастую оно направлено на изъятие дорогостоящих объектов, таких как спецтехника или производственное оборудование. Назначение этого вида наказания может привести как к значительным убыткам в виде потерь указанного имущества, так и фактическую остановку производства.
Существует еще одно наказание помимо административного штрафа – административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. Оно применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается судьей.
Из этого следует выделить сразу две проблемы:
- в законодательстве Российской Федерации отсутствуют конкретные величины «существенного вреда», причиненного состоянию или качеству окружающей среды. Его размер определяется в каждом конкретном случае, то есть носит предположительный характер;
- государственные органы устанавливают лишь факт превышения предельно допустимых концентраций веществ в почве или в составе сточных вод для доказательства причинения вреда почвам и водным объектам их загрязнением, а также факт несанкционированного размещения отходов на земле, без установления последствий в виде деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов. Назначение такого наказания может привести к критическим убыткам для предприятия.
Защита прав предприятия
Генеральные директоры и главные инженеры производственных, промышленных предприятий находятся в крайне невыгодном положении. Природопользователь может в любое время временно лишиться права на предпринимательскую деятельность до 90 суток, что повлечет колоссальные убытки для предприятия, получить требования от органов государственной власти (Росприроднадзора, Росрыболовства, Россельхознадзора) о возмещении вреда на многомиллионные суммы, и даже быть привлеченным к уголовной ответственности.
Для предотвращения подобных случаев, а также существенных и непредвиденных расходов после проверки, повышения экологической эффективности предприятия природопользователи должны готовиться к проводимым проверкам, проводить инструктажи для своих работников, внимательно изучать результаты проверки (постановления о назначении административного наказания, предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), и в случае их незаконности, обязательно обжаловать в административном и (или) в судебном порядках.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер. Управление промышленным производством» ИД «ПАНОРАМА»