Регулирование электронной торговли в ЕАЭС: проблемы и перспективы

Регулирование электронной торговли в ЕАЭС: проблемы и перспективы

Развитие электронной торговли приводит к появлению ряда проблем, с которыми сталкиваются государства — члены ЕАЭС при осуществлении таможенного регулирования электронной торговли: сокращение налоговой базы за счет снижения объемов традиционной торговли; направление потоков прибыли в те страны, где зарегистрированы материнские компании онлайн-торговых площадок; несовершенная конкуренция товаров, ввозимых беспошлинно и пр.

В статье обозначены актуальные вопросы регулирования перемещения товаров трансграничной электронной торговли через таможенную границу ЕАЭС, которые обусловливают необходимость внесения изменений в Соглашение о Таможенном кодексе ЕАЭС о трансграничной электронной торговле.

С полной версией материала вы можете ознакомиться в журнале «Международная экономика» 10/2021. Бесплатный выпуск можно скачать здесь.

Вопросы регулирования перемещения товаров электронной коммерции через таможенную границу ЕАЭС неоднократно обсуждались на заседаниях Евразийского межправительственного совета, по итогам одного из таких обсуждений было принято решение:

  • выделить товары, приобретенные в рамках трансграничной (внешней) электронной торговли, в отдельную категорию товаров с определением особенностей ее регулирования;
  • ввести в ЕАЭС институт оператора электронной торговли;
  • ввести в ЕАЭС новый вид декларирования — «декларацию об электронной торговле»;
  • обеспечить возможность продажи товаров трансграничной (внешней) электронной торговли физическим лицам с использованием таможенных («таможенных») складов;
  • ввести процедуру уведомления в части соблюдения требований технических регламентов ЕАЭС в отношении отдельных товаров трансграничной электронной торговли;
  • предоставить возможности для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в рамках трансграничной электронной торговли.

Распоряжением Коллегии ЕЭК от 13.07.2021 № 102 был одобрен проект Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11 апреля 2017 г., направленный на включение в Таможенный кодекс правил, регулирующих порядок перемещения товаров трансграничной электронной торговли через таможенную границу ЕАЭС. Однако, учитывая тот факт, что процедура принятия актов ЕАЭС занимает довольно длительное время, членам ЕАЭС было предложено использовать согласованные подходы к регулированию трансграничной электронной торговли в формате пилотного проекта.

Такие согласованные подходы закреплены в приказе Совета Комиссии от 5 апреля 2021 г. № 7 в отношении следующих товаров электронной торговли:

  • товары для личного пользования, приобретенные физическими лицами с использованием сети Интернет и ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС почтовым оператором или экспресс-перевозчиком;
  • товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС с целью их последующего приобретения физическими лицами с использованием сети Интернет для личного пользования.

Пилотный проект предлагается осуществить с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2022 г. с возможностью продления этого срока до формирования правовой базы ЕАЭС в области регулирования внешней торговли. Юридическим лицам, участвующим в пилотном проекте в качестве операторов электронной коммерции, будут поручены следующие функции:

  • подача деклараций на товары для экспресс-перевозки или электронного документа, признанного в государствах — членах ЕАЭС в рамках пилотного проекта и содержащего информацию, необходимую для выпуска товаров в отношении товаров, ввозимых в адрес физических лиц электронной торговли;
  • обеспечение передачи таможне в неизменном виде информации, полученной с онлайн-платформ (интернет-сайтов) третьих стран;
  • исчисление и уплата таможенных пошлин и налогов;
  • выполнение таможенных формальностей в отношении товаров электронной торговли на таможне государства-члена, на территории которого физическое лицо, являющееся получателем таких товаров, постоянно или временно проживает.

Государствам — членам ЕАЭС также было предложено в рамках пилотного проекта предусмотреть возможность помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. Оператор может продавать товары физическим лицам после их покупки через Интернет в соответствии с политикой внешней торговли государства. Основанием для таможенного оформления намерения является заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

Распоряжением Совета Комиссии также решены вопросы уплаты таможенных платежей в рамках пилотного проекта:

  • при импорте товаров электронной коммерции в международных почтовых отправлениях или экспресс-грузах таможенные пошлины и налоги рассчитываются и уплачиваются по ставкам, установленным Решением Совета Комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 в отношении товаров для личного пользования;
  • при выпуске товаров электронной коммерции для внутреннего потребления с таможенного склада импортные пошлины рассчитываются и уплачиваются по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, а налоги — по ставкам, установленным законодательством государств-членов.

Согласно проекту Протокола, товары для электронной торговли — это товары, приобретенные физическими лицами в рамках внешней электронной торговли. А под внешней электронной торговлей подразумевается заключение сделки, одной из сторон которой является внешнеэкономический оператор, на электронных торговых площадках через Интернет. Данный проект Протокола предусматривает создание нового правового института и вида деятельности в области таможенного регулирования — оператора международной электронной торговли, который в совокупности будет осуществлять логистику операций с товарами, приобретенными физическими лицами на интернет-сайтах, а также взаимодействие с интернет-сайтами и таможней, обеспечивая процессы таможенного декларирования.

Правовое регулирование электронной торговли

Новая глава «Оператор электронной торговли» определяет требования, права и обязанности экономического оператора. Основными требованиями для включения заявителя в реестр операторов системы электронной коммерции являются:

  • осуществление деятельности в качестве таможенного брокера;
  • введение гарантии исполнения обязанностей;
  • отсутствие задолженности по платежам;
  • наличие специально оборудованных помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, которые будут использоваться для хранения товаров электронной коммерции.

Таким образом, принцип размещения товаров (как во время временного хранения, так и в рамках процедуры таможенного склада), изложенный в проекте Протокола, исключительно на специально оборудованных площадках оператора электронной торговли учитывает специфику ведения необходимого учета таких товаров. Такой подход позволит создать прозрачность и прослеживаемость цепочки поставок этой категории товаров от границы до конечного потребителя.

В новой главе «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров электронной торговли» определены особенности временного хранения, таможенного декларирования и выпуска товаров электронной торговли, особенности применения таможенной процедуры таможенного склада, а также порядок применения таможенных платежей. Для этой категории товаров будет сохранен «принцип проживания» без исключения — регистрация товаров в государстве, где находится покупатель. В случае прямой доставки таможенное декларирование товаров должно осуществляться с использованием декларации электронной коммерции оператором электронной коммерции от имени физического лица. Платежи в этом случае будут производиться по единым ставкам, определенным Комиссией.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *