2020 г. стал годом прорыва цифровых технологий, в том числе и в транспортно-логистической отрасли. С 1 по 30 октября 2020 г. Минтранс России запустил эксперимент для внедрения электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) при пассажирских и грузовых автоперевозках. Участвовали такие регионы, как Москва, Татарстан, Московская, Калужская, Рязанская области и Краснодарский край. Проект позволит улучшить повысить безопасность дорожного движения за счет цифровизации предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и медосмотра водителя, сократить издержки бизнеса на оформлении бумажной документации и упростить прохождение контрольно-надзорных процедур.
Эксперимент был призван решить проблему отсутствия сквозной интеграции данных и дублирование одной информации для разных проверок со стороны госорганов. Поскольку внедрение цифровых технологий показывает высокую эффективность в управлении рисками промышленных и других предприятий, проект сразу зарекомендовал себя как перспективный. Руководитель юридического департамента компании MedPoint24 Юлия Владимировна Елизарова рассказала журналу «ЛИН-технологии: бережливое производство, № 1 (28), 2021» о том, как встать на путь цифровизации в рамках закона и какие нововведения для автопарков в области безопасности вступили в силу в 2021 г. Стратегическое планирование логистической деятельности предприятия уже не обходится без внедрения цифровых технологий, и транспортная отрасль не является исключением.
Описание работы системы
Макет единой государственной информационной системы для сбора, обработки и хранения данных из ЭПЛ и ЭТрН получил название «Суперсервис 22. Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Суперсервис 22 – электронная госуслуга цифрового оформления перевозок с возможностью взаимодействия на площадке в электронном виде с Минтрансом, ГИБДД, ФНС, ФТС и основанная на принципах единого окна, направленная на повышение эффективности логистической деятельности предприятия. Она включает в себя сервисы:
- личный кабинет перевозчика;
- электронная транспортная накладная;
- безбумажное оформление путевых листов;
- оформление разрешений для перевозки крупногабаритных грузов;
- оформление спецразрешений для транспорта с опасным грузом;
- электронное резервирование времени пересечения границы РФ.
Сценарий работы с ЭПЛ состоит из нескольких этапов, созданных с применением особенностей и инструментов бережливого производства. Перевозчик создает ЭПЛ, указывает в нем свои регистрационные данные, а также сведения о транспортном средстве, водителе, адресах доставки. Медик и механик фиксируют дату и время осмотров, заверяя документ электронной подписью (далее – УКЭП). Перевозчик подписывает путевой лист УКЭП и через оператора электронного документооборота (далее – ЭДО) отправляет документ в ИС «Суперсервис 22».
Информационная система сверяет данные о перевозчике и водителе с ФНС, о транспорте – с МВД. Если сведения подтверждены, система «Супер- сервис 22» присваивает ему уникальный идентификатор. После возвращения водителя механик фиксирует в ЭПЛ дату и время послерейсового техосмотра транспорта, а медик – послерейсового медосмотра. Через оператора ЭДО перевозчик отправляет закрытый ЭПЛ в систему «Суперсервис 22». На основании полученного файла «Суперсервис 22» вносит изменения в реестр перевозчиков и открывает доступ к ЭПЛ исполнительным органам власти. Такой подход позволяет интегрировать лин технологии и в управление перевозками.
Результаты эксперимента
За время проведения была объявлена некая платформа, представляющая собой хранилище путевых листов в цифровом виде. Тестировалась сама возможность передачи цифровых данных, синхронизация платформ ЭДО, с системами перевозчиков и «Суперсервис 22». Тестирование будет продолжено, и есть основания полагать, что Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», вступивший в силу 28.01.2021, может быть использован как правовой регулятор этого проекта. В том числе потому, что предоставит возможность тестировать дистанционно проведение медосмотров в условиях специального экспериментального правового режима. Использование новых технологий, таким образом, полезно не только в промышленности.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ позволяет тестировать новые продукты и технологии в условиях специального нормативного регулирования – экспериментального режима, устанавливаемого с этой целью на определенный срок. Постановление Правительства РФ от 28.10.2020 № 1750 вступило в силу 28 января 2021 г. Оно утверждает перечень технологий, которые можно будет применять в рамках экспериментальных правовых режимов, что может стать важным фактором повышения эффективности деятельности транспортных предприятий:
- нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта;
- технологии работы с большими данными;
- квантовые;
- производственные;
- робототехники и сенсорики;
- систем распределенного реестра;
- беспроводной связи;
- виртуальной и дополненной реальности;
- промышленного Интернета (Интернета вещей);
- отраслевые цифровые.
Отличия проекта Приказа Минтранса «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» от предшествующего нормативного акта заключаются в следующем:
- Появляется понятие «контроль».
- Контроль проводится во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
- Упразднение термина «контролер». Теперь это «работник, уполномоченный на проведение контроля». Нет ссылки на профессиональные и квалификационные требования.
- Отсутствует ссылка на метрологическую поверку измерительных приборов.
- Исправлена ошибка: «государственный регистрационный знак», заменили на ГРН.
- В журнале нет ФИО водителя.
Для путевого листа появляются следующие нововведения:
- Новый обязательный реквизит – «Сведения о перевозке».
- Новые правила заполнения реквизита «Сведения о транспортном средстве».
- Необходимая отметка «выпуск на линию разрешен».
- Новшества в ведении журналов путевых листов: журнал можно вести на бумаге или в электронной форме.
- Сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество (при наличии). Это связано со вступлением в силу Приказа № 282, согласно которому водители теперь могут иметь не только российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории, но и иностранное национальное или международное водительское удостоверение соответствующей категории.
Все это в целом может способствовать улучшению стратегического планирования логистической деятельности предприятия и повышению качества услуги перевозки.