Трансграничное углеродное регулирование (ТУР) предусматривает сбор за импорт товаров в ЕС, производство которых связано с масштабной эмиссией CO2. Таким способом Еврокомиссия рассчитывает защитить своих производителей от внешней конкуренции, поскольку они обязаны платить сборы за углеродный след от собственной продукции. В России подобные способы ценообразования пока не используются, но углеродное регулирование продолжает развиваться, принося крупному и малому бизнесу одновременно новые ограничения и новые возможности.
«Климатический пакет» инструментов управления выбросами, разрабатываемый Минэкономразвития России, подразумевает принятие закона о выбросах парниковых газов, стратегии развития с низким уровнем выбросов ПГ и систему добровольных климатических проектов, которая сделает возможным оборот углеродных единиц. Одним из первых регионов, принявших участие в программе, стал Сахалин. В январе 2021 г. на территории Сахалинской области утверждена «дорожная карта» эксперимента по формированию системы верификации и учета выбросов и поглощений. В результате эксперимента на Сахалине появится первая в России система международной торговли углеродными единицами, а регион сможет выйти на углеродную нейтральность уже к 2025 г.
В России уже утверждена стратегия социально‑экономического развития с учетом низкого уровня выбросов парниковых газов до 2050 г. Запланированы различные мероприятия по декарбонизации, например, стимулирование использования вторичных энергоресурсов, изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики, развитие «зеленого» финансирования, меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем и другие. Таким образом, станет возможным рост экономики и повышение экологической эффективности предприятий при уменьшении выбросов парниковых газов: к 2050 г. на 60 % от уровня 2019 г. и на 80 % от уровня 1990 г. К 2060 г. Россия сможет достичь углеродной нейтральности.
Риски экономического кризиса предприятий при введении углеродного налога
Процесс внедрения углеродного регулирования в России начнется 1 января 2023 г., переходный режим продлится до 2025 г. Под пристальный надзор попадут сталь, алюминий, минеральные удобрения, цемент и электроэнергия, поставляемые в страны ЕС. Импортеров этих товаров обяжут ежеквартально предоставлять отчетность о выбросах, но платежи в этот период взиматься не будут. Впоследствии список облагаемых налогом товаров может быть расширен. Потери для российского производства составят $1,4– 2,5 млрд в год для нефтегазового сектора, $0,3–0,4 млрд в год для экспортеров цветных металлов, $0,6–0,8 млрд в год для секторов черных металлов и угля по оценкам экспертов компании BCG. Кроме того, возможны потери части нефтяного рынка в пользу Саудовской Аравии в случае медленной адаптации российских производителей к низкоуглеродному вектору. Основные показатели эффективности деятельности предприятий придётся пересматривать с поправкой на ТУР.
Углеродный налог как форма углеродного регулирования представляется наиболее перспективным решением ввиду простоты реализации, наличия существующей инфраструктуры и прозрачности механизма, так как механизмы налогообложения применяются во всех финансовых системах мира. Но, в случае несоблюдения баланса интересов, механизм стимулирования снижения выбросов способен ограничить предпринимательскую деятельность и создать дискриминационные условия для большого количества участников. Тем не менее, на начало 2021 г. нормативно‑правовая база и инфраструктурные механизмы альтернативного способа подтверждения углеродного следа — «низкоуглеродных сертификатов», значительно более развиты по сравнению с углеродным налогообложением.
Еще одно направление развития углеродного регулирования в России – введение в оборот сертификатов происхождения электрической энергии, которые будут выдаваться по факту производства электрической энергии на квалифицированных низкоуглеродных генерирующих объектах. На нынешний момент они являются фактически единственным возможным способом подтверждения низкоуглеродного потребления.
Внедрение новых технологий в промышленность
Начальник управления экологии компании «Северсталь» Ольга Калашникова рассказала о новой углеродной политике, включающей снижение выбросов парниковых газов на 3% в течение трех лет по отношению к базовому 2020 г. По подсчетам компании, сокращение выбросов составит около 1 млн т.
«Мы хотим выстроить систему управления парниковыми газами в компании, внедрить фактор СО2 в принятие решений холдинга. Однако даже так мы не будем соответствовать требованиям Парижского соглашения, согласно которым металлургия в целом должна снизить выбросы парниковых газов в 2 раза», — объяснила начальник управления экологии компании «Северсталь».
По словам Николая Иванова, управляющего директора по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group, любое лесоперерабатывающее предприятие является либо энергоизбыточным, либо энергонезависимым, из‑за чего у него минимизированы риски, связанные с потреблением ископаемого топлива, поэтому с внедрением новых экологичных технологий у лесного комплекса появляются свои преимущества по отношению к другим отраслям. Он дал высокую оценку эффективности проектов своего предприятия:
«Леса могут помочь воздуху, и экономике, плюс абсорбировать не только СО2, но и большое количество рабочей силы, которая будет высвобождаться в связи с приходом цифровой экономики. Леса — это глобальное решение для развития и зеленой экономики, и экономики России в целом».
У человечества уже нет альтернативы переходу на более экологичное производство. Управление запасами промышленного предприятия должно включать снижение выбросов. Крупнейшие металлургические корпорации заявили о том, что к 2030 г. снизят свою эмиссию СО2 в среднем на 30 %, а к 2050 г. достигнут «углеродной нейтральности». Не отстают и нефтяные компании, о планах достичь «net zero» к 2050 г. уже сообщили многие из них.
Внедрение инновационных технологий в производственный процесс – один из наиболее эффективных инструментов для снижения эмиссии СО2. В качестве примера можно привести технологию Биомикрогели, которая позволяет очищать воду до 10 раз эффективнее и экономичнее аналогичных решений, одновременно оптимизируя процессы водоочистки от нефтепродуктов и снижая эмиссию углекислого газа. Так как эта технология базируется на глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, она делает возможным получение полностью безопасных для природы и человека, а также 100% биоразлагаемых биополимеров.
Переход на более экологичное производство сопряжен с неудобствами и экономическими рисками, но при грамотном ведении дела он может повысить эффективность предприятия в целом. В ближайшем будущем лучшие перспективы развития будут у компаний, которые заботятся об окружающей среде.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».