Нововведения в регулировании экологической надзорной деятельности

Нововведения в регулировании экологической надзорной деятельности

После принятия Федерального закон №248 в сфере регулирования экологических норм значительно увеличилось количество контрольных мероприятий, урегулированы формы взаимодействия контролирующих и подконтрольных органов. Система экологического контроля организаций постепенно перемещает фокус внимания с собственно проверок на профилактические мероприятия.

Контроль заключается прежде всего в нивелировании рисков причинения вреда и ликвидации уже причиненного вреда, он обеспечивает эффективности использования производственных ресурсов предприятия. В контроль входят следующие мероприятия:

  • профилактика нарушений обязательных требований;
  • оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявление нарушений;
  • принятие мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранение последствий таких нарушений/восстановление положения, существовавшего до них.

Действовавший ранее Закон №294‑ФЗ регулировал только процессы, связанные с процедурой контроля: организацию и проведение проверок, права государственных органов, должностных лиц, природопользователей при осуществлении государственного надзора. В соответствии с новым законом Контролируемых информируют об обязательных требованиях, способах их соблюдения, затем проводят специальные контролирующие мероприятия. Обязательные требования обобщают правоприменительную практику. Выявляются типичные правонарушения, вносятся рекомендации об изменении обязательных требований. Добросовестное их выполнение снижает нагрузку природопользователей и облегчает предпринимательскую деятельность.

Таким образом, применяя передовые методы организации производства с учетом обязательных требований, предприниматели могут обезопасить свой бизнес от неожиданных проверок. Государство идет навстречу организациям, используя специальные профилактические меры.

Экологические факторы кризисного состояния предприятия

Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, является приоритетным направлением работы контролирующих органов. Каждый год актуализируется программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. В нее входит перечень профилактических мер, сроки их проведения. С программой мероприятий можно ознакомиться сайте Росприроднадзора, она включают в себя:

  • информирование;
  • правоприменительную практику и ее обобщение;
  • объявление предостережения;
  • профилактический визит;
  • консультирование.

На сайте контролирующего органа доступны полезные материалы по природопользованию, размещены руководства по соблюдению обязательных требований, информация о внесенных изменениях в законы, информация о порядке досудебного обжалования, проведении самообследования и др.Информация может быть полезна для оптимизации управления ресурсами и промышленным предприятиям.

В случае нарушения обязательных требований без ущерба окружающей среде, при наличии предпосылок для нарушения природопользователю выносится предупреждение. Его можно обжаловать в течение 30 дней.

Обязательные профилактические мероприятия проводятся для объектов контроля, которые отнесены к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. От такой проверки можно отказаться, об этом необходимо уведомить надзорный орган за три дня.

Проверка осуществляется в течение одного рабочего дня.

Во время профилактического визита проводится беседа о соблюдении обязательных требований (в очном формате или по видео‑конференцсвязи). При этом инспектор собирает информацию с целью определения категории риска объекта, устанавливает наличие угрозы причинения вреда окружающей среде, факт уже имеющегося причинения. Обнаружение таких обстоятельств является поводом для проведения контрольных мероприятий и оптимизации организационной эффективности предприятия.

Изменение форм контроля и факторы повышения эффективности предприятия

В соответствии с текстом нового закона рейдовый осмотр отнесен к плановым мероприятиям. Теперь его проводят только по согласованию с органами прокуратуры. Таким образом, безосновательно привлечь природопользователя к ответственности и взыскать ущерб без веских оснований не получится.

Мероприятия по контролю, предполагающие взаимодействие с природопользователем, осуществляются только посредством определенных действий контролирующих органов, которые включают:• осмотр;

  • досмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • отбор проб (образцов);
  • инструментальное обследование;
  • испытание;
  • экспертизу;
  • эксперимент.

В Положении предусматривается специальный перечень для каждого контрольного мероприятия. При документарной проверке могут быть истребованы документы и проведена экспертиза, получены письменные объяснения.

Все действия необходимо применять с учетом внутренних правил, режима работы контролируемого объекта. Например, система управления промышленной безопасностью на предприятии может вносить ограничения в действия контрольного органа. Но, если созданы непреодолимые препятствия для проведения контрольных мероприятий, внутренние правила могут быть проигнорированы. При этом может применяться фото‑, аудио‑ и видеозапись. Согласие природопользователя на это не требуется. Некоторые действия обязательно должны дополнительно фиксироваться, например, отбор проб и образцов в присутствии контролируемого лица.

Положением предусмотрены и другие гарантии прав природопользователей в период контрольных действий. Проверка деятельности контрагента должна быть прозрачной. Обязательность таких правил юридически закреплена наряду с нормативными документами и иными положениями, которые могут быть использованы в случае судебного спора. В настоящее время оспаривание ненормативных правовых актов и действий (бездействий) государственных органов производится через суд. С 2023 года до подачи административного иска в суд можно будет направить жалобу в территориальный орган Росприроднадзора, чтобы уладить вопрос в досудебном порядке.

В целом можно сказать, что сегодня происходит формирование системы с детализацией взаимодействия субъектов контроля. Устанавливаются более широкие гарантии для природопользователей, прослеживается приоритет превентивных мер перед контрольными. Добросовестные предприниматели могут сосредоточиться на развитии, внедрении новых технологий на предприятии и других конструктивных аспектах ведения бизнеса.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *