Ценообразование — один из важнейших факторов в настройке международных и региональных торговых систем с целью обеспечения их жизнеспособности и устойчивости функционирования. Существуют товары, к ценам на которые привязаны цены на товары целой группы. Поэтому было введено понятие якорного товара. Якорный товар – товар, цена которого задает тренд для цен группы/групп других товаров. В качестве возможного якоря в оговоренном смысле могут выступать валюты, товары, а также индексы различной природы.
Поиск якорного товара производится на основе анализа временных рядов. Математической основой такого подхода является понятие эквивалентных функций. Изучение построено на анализе фазовых портретов релятивных временных рядов, или рядов релятивных цен. В журнале «Международная экономика» 01/2022 было опубликовано исследование, посвященное изучению концепции поиска якорного товара. Одним из критериев оценки якорности товара выступал критерий сохранения постоянства релятивной цены на длительном временном интервале.
Каждый товарный индекс на рынке имеет разную структуру с точки зрения того, из каких товаров он состоит. Тенденция мирового хозяйства в изучении товарных индексов показала наличие у одного из них (Индекса фьючерсных цен CRB) интересных свойств, проявляющихся в отношении не только товаров, но и валют. Валюта имеет тенденцию расти вместе с индексом. Существует связь между фрахтовыми ставками и ценами на сырье и спросом на металлы, топливо и продукты питания.
При проведении анализа были построены портфели с разными горизонтами. Доля товара в портфеле и товарный индекс совпадали только для природного газа. Исходя из результатов проведенного анализа, можно заключить, что ни в краткосрочной перспективе, ни в долгосрочной индекс не является инвестиционным. На коротком отрезке времени выбранными товарами являются: газ, соевые бобы, золото, хлопок, свинина и сок. На более длительном отрезке влияние таких товаров, как газ и сок, сокращается, но при этом значительно вырастает значение такого товара, как свинина. Самым необычным является полное игнорирование золота в этом портфеле и огромная сосредоточенность на серебре. Также полностью пропадают хлопок и соевые бобы.
Был рассмотрен индекс товарных рынков и построены фазовые портреты релятивных рядов каждого товара, получены следующие результаты: товары могут быть разделены на иные группы исходя из геометрической характеристики фазовых портретов; товары имеют очень тесную корреляцию внутри групп; можно выделить несколько портретов временных рядов — геометрических мест точек, единообразных для всех товаров, которые встречаются как в портретах группы, так и вне их.
Первоначально было выявлено сходство фазовых портретов по их геометрической сути. Товары пищевой группы «вели себя» сходным образом, так же «вели себя» еще три группы товаров. Было выдвинуто несколько предположений о причине возникновения этих групп. Среди самых правдоподобных можно выделить экономический признак. В рамках этого предположения все товары были разделены на четыре группы на основе индекса товарных цен и их сходной поведенческой структуры ко всем якорным товарам:
- Углеводороды: бензин, мазут, нефть и природный газ.
- Продуктовые товары: группа «А»: пшеница, кукуруза, соевые бобы, апельсиновый сок и сахар, группа «Б»: кофе, какао и хлопок.
- Металлы: медь, никель, серебро, золото, алюминий.
Был изучен российский товарный индекс, проведен подготовительный этап перед поиском товара, обладающего свойствами якоря, заключающийся в анализе межгрупповых отношений, а также отношений внутри каждой из сырьевых групп. Устойчивость товаров по отношению друг к другу говорит, прежде всего, о том, что группа была сформирована корректно. Наиболее репрезентативными являются фазовые портреты отношений цен товаров к природному газу.
Еще одна рассматриваемая группа — металлы — состоит из пяти товаров (медь, золото, серебро, никель, алюминий). Динамика фазовых портретов для товаров этой группы дает основания говорить о явных тенденциях и закономерностях. Ряды никеля и алюминия показывают несколько другие результаты — сгущения меньше. Наиболее усредненную картину показывает фазовый портрет цены серебра по отношению к цене меди. Наиболее однородной по поведению товаров является группа продуктов «А».
Следующим этапом в определении критериев является исследование межгрупповых отношений. Для исследований особенностей динамики поведения цен металлов и углеводородов друг относительно друга был проведен анализ отношения цен каждого товара одной группы к каждому товары другой группы.
Существует несколько вариантов, почему тот или иной товар становится якорным: исторический, культурный или экономический. Золото – якорный товар, вероятнее всего, оно стало таковым из-за своей экономической сути и исторической ценности. Если говорить о серебре, то снова все указывает на экономическую составляющую, ведь серебро издревле во многих странах занимало важную позицию в денежном обороте, предметах быта и драгоценных украшениях. Еще одним якорным товаром можно считать нефть, уже только из-за своей экономической сути, которая является сейчас самым важным двигателем инженерного процесса. Примером исключительно исторического аспекта якорных свойств можно считать бобы какао.
Процессы, происходящие в экономике, нестабильность курсов и особенности функционирования национальных экономик обусловливают колебания цен друг относительно друга. Глобализация мирового хозяйства с проведением анализа динамики цен на товары предполагает рассмотрение трех уровней — макро-, мезо– и микроуровня. Макроуровень представляет собой исследование ценового поведения индексов. Работа на мезоуровне касается исследования тех же показателей для товаров, которые входят в рассматриваемые индексы, а анализ на микроуровне предполагает работу с ценами на товары, которые не входят в эти индексы.
Определение доли России и основная же концепция поиска якорного товара в мировой экономике заключается в том, что анализ каждого из товаров состоит из нескольких стадий анализа, образующих поисковую последовательность:
- Сравнить мировой товар и товарный индекс, в который товар входит.
- Сравнение анализируемого товара с похожими товарами из индекса.
- Поиск товаров следующего, более низкого уровня, для которых исследуемый товар является якорным.
С помощью данного алгоритма и постройки фазовых портретов можно определить место России в мировой экономике, отследить зависимость цен одного товара от другого, что, в свою очередь, поможет отыскать некоторые зависимости в проблеме ценообразования.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».