Экспорт образовательных услуг – относительно развитая область международной торговли. Экспорт высшего образования является важным воплощением конкурентоспособности страны. Вступление России в ВТО вводит ее в сферу экспорта образовательного бизнеса, и, хотя экспорт образовательных услуг, который обеспечивает Россия, имеет особые преимущества в некоторых аспектах, наша страна значительно отстает от развитых стран в этой области.
Экспорт образовательных услуг России включает набор иностранных студентов для обучения в вузах, управление и администрирование школ за рубежом и предоставление онлайн-образования. Эта сфера является одним из важных направлений, которому правительство придает большое значение для ее будущего и непрерывного развития.
С теоретической точки зрения в рамках ГАТС и международных экономических отношениях торговли можно определить несколько основных ключевых способов предоставления образовательных услуг:
- Трансграничная поставка образовательной услуги соответствует нормальной форме торговли товарами: пересекает границу только сама услуга. Все участники образовательной деятельности находятся в исходном местонахождении, без непосредственного физического пересечения границ. Современные международные экономические отношения наиболее способствуют такому формату обучения.
- Второй способ, в рамках которого услуга потребляется за границей, означает, что поставщик образовательной услуги, равно как и сама услуга, своего местоположения не меняет. Пересекает границу потребитель, который проходит обучение.
- Коммерческое присутствие предусматривает создание компанией-поставщиком образовательных услуг обособленного подразделения за рубежом. Таким подразделением может быть дочернее предприятие, филиал, а также представительство. Соответственно, в данном случае местоположение не меняет потребитель услуги.
- Перемещение физических лиц в другое государство для оказания образовательных услуг соотносится со стабильностью местоположения потребителя услуги и услуги как таковой (самой по себе). По этой же причине в настоящее время стагнирует способ 3.
Из четырех вышеописанных способов оказания образовательных услуг в настоящее время как несырьевой экспорт особенно актуален первый способ, поскольку, ввиду ухудшения общей санитарно-эпидемиологической обстановки и благодаря активному развитию информационно-коммуникационных технологий, наблюдается тенденция поступательного перехода образовательных услуг в режим онлайн. Четвертый способ исторически активно применяется в рамках образовательных услуг.
Анализ экспорта образовательных услуг
Анализ экспорта высшего образования в рамках международных финансово-экономических отношений в развитых странах показывает, что с конца 1980-х гг. интернационализация высшего образования неизменно определялась как основная тенденция, особенно для университетов в развитых индустриальных странах. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), только в 1999 г. страны ОЭСР приняли 1,5 млн иностранных студентов. Согласно прогнозам, число иностранных студентов, желающих получить высшее образование, увеличится с 45 млн в 1999 г. до 150 млн в 2025 г., а объем экспорта высшего образования достигнет 30 млрд долл. США, что составляет 3% от общего объема торговли услугами ОЭСР.
Тремя ведущими странами по экспорту образовательных услуг, по порядку, являются:
- Австралия и Новая Зеландия. Так, национальные университеты каждый год принимают студентов из более чем 150 стран. По прогнозам, австралийский сектор так называемых международных образовательных услуг вырастет до 940 тыс. к 2025 г. (прирост порядка 3,8% в год). В 2025 г. восемью основными рынками потребителей экспорта образовательных услуг станут Китай, Индия, Вьетнам, Таиланд, Непал, Малайзия, Бразилия и Южная Корея.
- США. Согласно данным, опубликованным Бюро экономического анализа Министерства торговли США, экспорт образовательных услуг занял 6-е место среди экспорта услуг в 2020 г. В течение 2019–2020 учебного года США приняли более миллиона студентов и сообщили об экспорте образования на сумму 38,96 млрд долл. США, что обеспечило более 415 990 рабочих мест в США. До пандемии, по оценкам доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к 2025 г. потребителями образовательных услуг за рубежом будут порядка 8 млн студентов.
- Германия. Преимуществом Германии на рынке образовательных услуг является выдающаяся репутация страны по программам мирового уровня в области инженерии и других технических дисциплин. 42% иностранных студентов в Германии обучаются по инженерным программам по сравнению только с 20% иностранных студентов в Соединенных Штатах. В то время как большинство иностранных студентов в США обучаются на уровне бакалавриата, более 50% студентов, желающих получить степень, в Германии обучаются в магистратуре или докторантуре.
Развитие международных экономических отношений и бизнеса в сфере торговли образовательными услугами происходит неравномерно: развитые страны всегда экспортируют больше, чем импортируют. Интересен в рассматриваемом контексте опыт США, где отдельные программы предусмотрены для подготовки менеджеров. Общие виды услуг в данном секторе включают:
- непрерывное образование (занятия, семинары и конференции);
- обучение новым навыкам по прежней профессии;
- обучение по обеспечению качества;
- тренинги по развитию управленческих навыков.
Четыре общие платформы для проведения профессиональной подготовки и повышения квалификации в области управления включают:
- обучение под руководством компетентного специалиста;
- электронное и мобильное обучение;
- смешанное обучение (при использовании традиционных и электронных сервисов);
- активный экспорт и импорт профессиональной подготовки и повышения квалификации в области управления.
Особый интерес в рамках поддержки несырьевого экспорта вызывает рынок EdTech, который является привлекательным с точки зрения его размера и темпов роста. По данным исследования BBC, мировой рынок в 2017 г. оценивался примерно в 57,7 млрд долл. США, в том числе 23,7 млрд — в аппаратном обеспечении, 16,5 млрд — в секторе программного обеспечения (ПО) и 17,5 млрд долл.
Роль России в системе международных экономических отношений и образовательных услуг
Образовательные услуги как несырьевой экспорт России представляет значительные возможности, поэтому расширение торговых и инвестиционных решений для образовательных учреждений РФ является одним из ведущих трендов. Одной их острых проблем, замедляющих процесс выхода России на мировой рынок в качестве экспортера, является проблема материально-технического обеспечения, поскольку зачастую возможности экспорта ограничены возможностями морально и физически устаревших компьютеров, работающих на старых операционных системах, подключающихся только к локально управляемым серверам.
Развитию российского экспорта образовательных услуг может поспособствовать разработка и активное внедрение следующих технологий, методов и инструментов:
- Активное расширение, развитие образовательных программ на основе онлайн-обучения, в том числе на иностранном языке: должно стать равнозначным очному аудиторному обучению.
- Программы индивидуального образования, формируемые на основе технологии AI (искусственного интеллекта): кастомизация образовательных программ под конкретные нужды студентов, их склонности, интересы и цели.
- Геймификация, или внедрение игрового процесса в высшее образование для развития soft skills. Данный метод уже частично внедрен в систему образования в рамках анализа типичных ситуаций — кейсов.
- Более активное использование визуального сопровождения в ходе занятий. Для этого необходимы развитие инфраструктуры, закупка оборудования, обучение персонала.
Наша страна располагает значительным потенциалом для того, чтобы стать лидером рейтинга экспорта образовательных услуг. Этому способствует мощная система государственной поддержки, активное использования лучших практик и заинтересованность специалистов рассматриваемой сферы.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».