Современные мировые рынки услуг испытывают серьезную трансформацию под влиянием цифровизации, из-за чего наблюдается их постепенная цифровая трансформация. Она ведет к росту конкуренции, поскольку понятия «физическое присутствие» и «географические границы рынка» существенно размываются, и это усиливает мобильность как экономических агентов, так и факторов производства.
В авиационном секторе наблюдаются обширные процессы такой цифровой трансформации финансового рынка, которые начались с инвестиций в инновационные услуги, что позволило на первом этапе улучшить отношения с клиентами и пользовательский интерфейс. Однако влияние цифровизации гораздо глубже. Компании должны также получать доход от дополнительных услуг, сопровождающих полет пассажира. Поэтому необходимо, чтобы полеты становились персонализированными путешествиями, и это может быть реализовано на основе интеграции личных данных путешественников.
Ближайшее будущее авиации и вклад цифровых технологий
В журнале «Международная экономика» № 1/2022 описаны прогнозы экспертов и ожидания потребителей относительно развития авиационной отрасли России. Получить бесплатный выпуск можно на сайте ИД «Панорама» по ссылке.
Так, среди экспертов есть мнение, что несмотря на такой негативный вклад пандемии коронавируса, по оценкам экспертов Всемирного экономического форума, в 2016–2025 гг. в авиационном секторе и туризме за счет роста прибыльности будет создано дополнительно 305 млрд долл. добавленной стоимости, однако около 100 млрд долл. прибыли перейдет к новым конкурентам от традиционных игроков. В мировой авиации стремительно растет число «цифровых» клиентов (в Интернете присутствует 37% авиапассажиров).
В контексте использования новых технологий в обществе наблюдается серьезный демографический сдвиг, поскольку уже спустя десятилетия большинство населения в мире станет так называемым «постцифровым» поколением, которое выросло, активно используя онлайн-технологии. Этот аспект окажет серьезное воздействие на механизмы взаимодействия пассажиров с авиакомпаниями и аэропортами в ближайшие годы. Цифровые стратегии авиакомпаний уже в среднесрочной перспективе будут во многом определяться данным трендом.
В результате цифровой революции, повсеместного распространения Интернета и смартфонов коренным образом изменяются ожидания потребителей и способы их взаимодействия с окружающим миром. В частности, это изменяет современное мировое хозяйство и способы предоставления услуг в авиационной отрасли и ведет к созданию новых цифровых стратегий авиакомпаний, в большей степени отвечающих потребностям клиентов. По прогнозам, к 2025 г. доля нового поколения потребителей составит 68% населения мира.
Значительный потенциал трансформации мирового рынка авиационных услуг содержится в технологических прорывах авиастроения. Например, в США готовится серийная модель сверхзвукового самолета, который преодолеет маршрут Нью- Йорк — Лондон за 3,5 часа, при этом производители обещают, что тарифы на перевозки будут находиться на уровне стоимости билета в бизнес-классе. Еще одним прорывом следует считать развитие сверхэкономичных самолетов для дальних перелетов – больший круг людей теперь сможет позволить себе путешествия на далекие расстояния.
Глобальные тенденции изменения авиационной отрасли
- Клиентоориентированность как императив развития мирового рынка авиационных услуг. Сейчас наблюдается отставание качества обслуживания пассажиров от клиентского опыта цифровых предприятий в СМИ, розничной торговле. В перспективе будут стремиться получить целостное представление о клиентах, поэтому степень клиентоцентричности и персонализации, которые предлагают авиакомпании, возрастет.
- Ускоренное внедрение продвинутой аналитики данных, которая уже используется, но в будущем будет охватывать всю цепочку создания стоимости услуги. На основе продвинутой аналитики данных традиционные конкурентные преимущества авиакомпаний (масштаб, стоимость, сеть) могут быть усилены.
- Рост давления на авиакомпании по поводу экологической устойчивости со стороны регуляторов, туристических посредников, корпоративных клиентов, инвесторов.
- Усложнение системы дистрибуции в условиях развития технологических гигантов. Если традиционные авиакомпании будут интегрироваться с технологическими гигантами, это позволит перевозчикам проще закрепляться на новых зарубежных рынках.
- Изменение в авиапарках и сетях авиакомпаний. Будет происходить адаптация авиапарка под потребности рынка, например, возрастет производство двух- и узкофюзеляжных самолетов для большей дальности перелетов. При этом роль второстепенных аэропортов возрастет, а крупных хабов — снизится.
- Рост числа партнерства и стратегических альянсов, причем авиакомпании могут покидать прежние альянсы и присоединяться к новым. Глобальные альянсы будут сосредоточиваться на обслуживании пассажиров, маршрут которых включает несколько перевозчиков.
- Модернизация авиации. Чтобы сформировать предсказуемый, стабильный и прозрачный инвестиционный климат в авиационной отрасли, государствам необходимы срочные агрессивные меры, в частности, повышение роли частного сектора в авиации и диверсификация источников финансирования, развитие государственно-частных партнерств.
- Развитие аэропортов. В секторе деятельности аэропортов нет общего подхода к выбору формы собственности, и существенным инструментом привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры аэропортов стали программы их приватизации в разных странах как объектов структуры мирового хозяйства.
- Комплексное транспортное планирование. Важным аспектом развития рынка авиационных услуг должны стать мульти- и интермодальные сообщения воздушного транспорта с другими видами транспорта. Условием реализации таких начинаний должно стать более тесное сотрудничество правительств, администраций городов и аэропортов.
- Оптимизация организации воздушного движения. Она нуждается в модернизации в условиях климатических изменений на планете. Новые технологии будут способствовать росту эффективности оптимизации, повышению пропускной способности, снижению задержек и загруженности рейсов.
Исследования и разработки в аэрокосмической промышленности также стимулирует технологическое развитие других отраслей системы мирового хозяйства. Несмотря на то, что эта отрасль все еще нуждается в больших расходах на разработки, для некоторых новых технологий характерны низкие издержки, что позволяет подключаться к процессам исследований малым и средним предприятиям и ускоряет технический прогресс в авиационной отрасли России.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».