Деловые игры как инструмент развития бизнеса

Деловые игры как инструмент развития бизнеса

Деловые игры — это способ обучения сотрудников, имитирующий предметный и социальный аспекты их работы. С их помощью можно проработать необходимые области компетенций, деятельность работников при этом реализуется на имитационной и игровой системе.

Бизнес-игры отличаются от стандартных приемов подготовки тем, что они могут точнее передать практическую, а не теоретическую сторону работы, обнаружить недостатки системы и факторы, способствующие их образованию, находить пути выхода из возникших ситуаций, давать оценку эффективности действий компании, разрабатывать стратегию развития. Этот способ гораздо лучше согласуется с методами организации бережливого производства, чем устаревший формат обучения в виде сухого зачитывания инструкций.

Основные преимущества деловых игр

В структуре деловой игры ключевое звено — это модель, имитирующая объект, в качестве которой может быть компания, профессиональная деятельность, набор законов и т. д. Главную проблематику игры формирует взаимодействие объекта со средой. Действующие лица — участники, которые могут быть поделены на команды, где каждому человеку обязательно соответствует определенная роль. Основная деятельность участников предполагает воздействие на предложенную модель и регламентируется необходимыми правилами. Обеспечивают процесс взаимодействия команд игротехники, ориентирующиеся на систему оценки. Благодаря различным знаковым средствам воссоздается рабочая обстановка для игроков, обычно близкая к реальной. Решение проблем, продемонстрированных в контексте бизнес-игр, всегда ограничено по времени.

Подробнее о деловых играх в бизнесе читайте в журнале “ЛИН-технологии. Бережливое производство” 02/2021, получить бесплатный выпуск можно на сайте ИД “Панорама” по ссылке.

Преимущества бизнес-игр:

  1. Возможность значительно снизить время аккумуляции необходимого профессионального опыта.
  2. Благодаря этому формату можно пробовать абсолютно различные подходы к стратегиям улаживания выстроенных проблем, получать предварительную оценку эффективности проектов предприятия.
  3. В ходе такого обучения знания перенимаются не отвлеченно и теоретически, а в контексте сюжета деловой игры, что помогает сражу же применять их на практике.
  4. У участников возникает понимание возможного развития их компетенций, повышения квалификации.
  5. Приобретение опыта социального взаимодействия, коммуникации с коллегами, совместного принятия решений.
  6. С помощью бизнес-игр могут быть отработаны варианты стимулирования работников.
  7. У менеджеров есть возможность понаблюдать за поведением сотрудников, проанализировать насколько коллективно или индивидуально протекает процесс обучения, провести оценку эффективности персонала предприятия и выбрать подходящий стиль управления.

Деловые игры применяются для различных целей и на различных этапах работы с персоналом. Следует выделить основные направления использования бизнес-игр:

Отбор персонала на работу. Во многих крупных организациях существует несколько этапов отбора сотрудников, организованных в соответствии с основными методами и инструментами бережливого производства. Одним из таких этапов нередко является проведение деловой игры, так как участники могут не только продемонстрировать свои знания и компетенции, но и проявить личностные качества, показать, насколько они готовы работать в команде.

Сплочение коллектива.  Личные взаимоотношения играют важную роль в деятельности отделов и подразделений. В качестве способа антикризисного управления эффективностью персонала на предприятии деловые игры помогают работникам лучше узнать друг друга, наладить взаимодействия и прочувствовать дружелюбную атмосферу в коллективе.

Принятие решений в нестандартной или многофакторной ситуации. Такой метод позволяет не просто предложить и отобрать идеи, но и проследить последствия на практике, выявить недостатки и преимущества.

Примеры использования бизнес-игр

В России основателем деловой игры называют преподавателя ЛИЭИ Марию Берштейн, которая в 1932 году сформулировала и реализовала игру «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде». Мария Берштейн предложила обучать руководителей запуску организации до ее реального запуска, исторически предвосхищая применение методов бережливого производства. Успех был грандиозным, и в последующем в нашей стране разработали больше 40 игр до 1938 года, потом такой формат обучения в Советском Союзе был запрещен, и лишь в 1950-х годах наступил новый этап развития этой концепции.

В Америке игры развивались по другому сценарию. В 1955 году в США представили бизнес-игру MONOPOLOGS, в которой участники примеряли на себя роль управленцев по инвентаризации в рамках моделирования деятельности системы снабжения BBC. И уже в 1957 году была представлена самостоятельная бизнес-симуляция BUSINESS MANAGEMENT GAME, послужившая базисом для реализации множества деловых игр во всем мире. К 1969 году было выпущено Руководство по деловым играм (Business Games Handbook, Graham & Gray), где было описано примерно 190 бизнес-игр.

Новый этап развития данного формата обучения связан с возникновением и распространением компьютеров и  Интернета, что  послужило толчком для  роста бизнес-симуляций, которые теперь можно было быстро наладить и администрировать для совершенствования управления и стратегического планирования на предприятии. В западных странах пик применения этих моделей был в конце 1980-х, а в России в период 2008–2013-х годов. В нашей стране стали появляться разнообразные модели, например, Simformer (on-line бизнес-симуляция на основе площадки Virtonomica), а также кастомизированные компьютерные продукты для таких крупных компаний, как ГК «Росатом», АСИ, Сбербанк, РАО ЕЭС, Северсталь. Сформировались целые ассоциации, такие как RAGE (Russian Association for Games in Education), Гильдия разработчиков бизнес-игр, проводящих множество конференций. К 2015 году концепция деловых игр прочно укрепилась в России.

Деловые игры вынуждают игроков использовать свой накопленный опыт, они предоставляют людям автономность для развития собственных действий. Суть такого метода заключается в том, что участник принимает решение самостоятельно, ведь это не всегда возможно в реальном мире, в результате чего проверяется креативная составляющая. Деловые игры позволяют опробовать разные тактики, ходы, и при этом накопить полезный опыт для дальнейшего развития, при этом не рискуя нанести реальный ущерб своими действиями. Такой способ обучения персонала является очень эффективным методом организации бережливого производства.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Лин-технологии. Бережливое производство» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *