Сфера корпоративного обучения быстро развивается, реагируя на запросы текущей экономической ситуации и меняющиеся требования к компетенциям специалистов. Сегодня корпоративное обучение стало регулярной практикой в компаниях по всему миру. Новые реалии бизнеса заставляют руководителей шире смотреть на качества своих работников, а самих работников – выходить за узкие рамки представления о профессионализме. Инженер промышленного производства уже не только специалист с высшим техническим образованием, но и ответственный менеджер.
В крупнейшем производственном холдинге Узбекистана AKFA Group было создано новое подразделение – специальный корпоративный университет. Его цель – подготовка и адаптация специалистов под особенности работы в холдинге. Это крупное вложение сил и средств обусловлено тем, что зачастую общих знаний, полученных в ВУЗах, бывает недостаточно для работы в той или иной отрасли. Порой начинающему специалисту требуется дополнительная подготовка, а опытному — переквалификация. Эффективно решать задачи по развитию сотрудников как раз и помогает корпоративное обучение технических специалистов. Озода Саидкаримова, руководитель корпоративного университета AKFA Group в Узбекистане, рассказала журналу “Главный инженер” 01/2022 о принципах организации обучения.
Управление персоналом на промышленном предприятии AKFA Group
По словам руководителя корпоративного университета Озоды Саидкаримовой, в первую очередь встал вопрос о том, с чего начать помогать сотрудникам. После анализа запросов команды холдинга было принято решение начать с проработки soft skills (“мягкие навыки” – самодисциплина и межличностное взаимодействие) с помощью внутренних тренингов по целеполаганию, тайм-менеджменту и эффективному делегированию задач. Затем были запущены тренинги по hard skills (“тяжёлые навыки” – профессиональные знания, специализация в своей области).
Текущие тренды не всегда соответствуют реальным запросам того или иного бизнеса. Инженер промышленной безопасности может пройти обучение по эффективному использованию времени, но более актуальным для него может быть другой навык, и задача руководителя в этом вопросе – исходить из стратегии развития компании. Нужно хорошо понимать, какие именно навыки прежде всего стоит развивать у персонала. Для этого важно найти «бизнес-боль», проблемные зоны, и уже после создать воронку обучения.
В AKFA Group всегда планируют тренинги персонала, учитывая не только тенденции, но и запросы коллег, которые зачастую лучше знают, какие именно компетенции им нужно улучшать. Ответственность главного инженера предприятия заключается еще и в том, чтобы анализировать и понимать обстановку внутри коллектива. Быть в курсе актуальных тенденций в корпоративном обучении важно, но еще важнее понимать, что в них порой кроются так называемые «ловушки». Когда-то, с появлением VR утверждали, что эта технология заменит кино и театр, и советовали переходить на эту систему и в обучении персонала. Однако на практике в образовании этот тренд пока не раскрыл весь свой потенциал.
Актуальные в 2022 г. тренинги для обучения специалистов
Следует серьезно подходить к построению программы обучения: определить цели тренингов, проанализировать потребности персонала и спрогнозировать результат — как полученные знания сотрудников отразятся на работе компании. По наблюдениям AKFA Group, тенденции в сфере обучения персонала меняются практически каждый год. Тем не менее, многие образовательные аспекты, такие как обучение специалистов пожарно-техническому минимуму и прочие узкоспециализированные и актуальные в конкретных отделениях знания, останутся и не потеряют своего значения.
Специалисты корпоративного университета составили список тренингов, которые будут актуальны в 2022 году в организациях различных профилей деятельности.
1. Self-management. Подобные тренинги способствуют продуктивной работе сотрудников в коллективе, развивают навыки самоорганизации и самообразования. Они позволяют научиться правильно ставить цель и контролировать процесс ее достижения. Сюда же входит эффективное управление своим профессиональным и личностным развитием.
2. Тренинги по критическому мышлению. Современная эпоха характерна избытком информации самого разного толка, в том числе в профессиональной среде. Для того, чтобы не “утонуть” в этом море и не тратить время на непроверенные данные, необходим навык критического мышления. Это своего рода иммунитет к фейкам в любых их проявлениях. Такого рода навык стоит включить в требования к инженеру по промышленной безопасности и всем работникам в сфере охраны труда, т. к. в подобных вопросах критически важно не принимать все на веру.
3. Тренинги по когнитивной гибкости. Эти умения помогают быстро приспосабливаться к неожиданным или меняющимся ситуациям. Трудности на рабочем месте, в личных отношениях, социальные проблемы и другие негативные сценарии требуют умения переключаться и фокусироваться на важном. В корпоративном университете AKFA Group считают, что гибкое мышление поможет сотрудникам отвлечься от предыдущих задач, позволит получить ряд преимуществ. Специалисты смогут быстрее обучаться и развивать свои творческие способности, находить выход из любых ситуаций и формировать высокую стрессоустойчивость. Этот же навык прекрасно помогает находить нестандартные и более эффективные решения для рабочих задач. Специалисты технического отдела, менеджеры, администраторы и многие другие могут значительно улучшить результаты своей работы за счет умения мыслить гибко.
Как и в предыдущие годы, сохраняет свою эффективность использование в практике корпоративного обучения метода «70:20:10». Он работает для всей кадровой вертикали – так повышает свой уровень и топ-менеджер, и инженер промышленного производства, и рабочий в цехе. 70% навыков человек получает, практикуясь и выполняя свою основную работу, 20% извлекает из общения с руководством, наставниками и коллегами, а 10% — из литературы и занятий в учебных заведениях.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».