«СтройМК»: опыт успешной адаптации и командообразования в кризис

«СтройМК»: опыт успешной адаптации и командообразования в кризис

Кризисное управление предприятием должно опираться на хорошо продуманную стратегию и быть достаточно гибким для быстрой перестройки процессов, адаптации к новым условиям. Задача управляющего – создать на производстве правильную атмосферу и идти путем постоянного развития. Руководитель завода металлоконструкций и резервуарного оборудования «СтройМК» П. В. Сачков поделился с журналом «Главный инженер» инструментами, с помощью которых предприятие справилось со скачками цен на сырье, пандемией коронавируса и реорганизацией рабочих пространств.

По словам эксперта, обязательства по контрактам, которые были подписаны до скачка цен, не подразумевали пересмотра ценовой политики в рамках действующего договора. Для поддержания работоспособности на заводе была внедрена система бережливого производства 5S, требующая пересмотра и оптимизации производственных процессов. За время пандемии ни один сотрудник не был уволен по сокращению штата, и, благодаря слаженной работе коллектива, соблюдению мер безопасности, предприятие не остановили ни разу. Антикризисная политика предприятия принесла свои плоды. Этот опыт могут перенять другие производства и использовать его для своего развития.

Главный фокус – на персонале кризисного предприятия

Специфика «СтройМК» требует максимально высокой квалификации ИТР-состава и специалистов в цеху, а потому кадровая политика — одно из приоритетных направлений работы. При приеме сотрудника на работу проводится обучение, разъясняются стандарты работы на предприятии, требования к продукции. Организация принимает участие в крупных проектах таких компаний, как «Рос-Нефть», «НорНикель», «РосРАО», имеющих максимально высокие требования. Проект на каждом этапе сопровождают инспекторы со стороны заказчика: до подписания контракта и в ходе исполнения заказа. Такой уровень ответственности требует полной отдачи от всех сотрудников, с помощью следующих элементов управления производством можно избежать начала кризиса предприятия:

1. Система наставничества на производстве. Наставничество вошло в практику уже с момента основания производства. Работа с коллективом, производственниками ведется постоянно, молодых специалистов на предприятии закрепляют за более опытными. Это упрощает процесс адаптации, минимизирует вероятность ошибок и повышает эффективность нового персонала. Коллектив заинтересован не только в ежедневном выполнении плана, но и в постоянном улучшении. Каждый сотрудник несет ответственность за производство качественной продукции — этот принцип заложен на уровне философии компании.

2. Организация производственных процессов и рабочего пространства — 5S. Бережливое производство изначально внедряли в компаниях с поточным, серийным производством. «СтройМК» специализируется на производстве сложных и нестандартных конструкций. Такому предприятию взять готовое решение и перенести «под копирку» — невозможно, поэтому приходится поэтапно создавать систему бережливого производства «под себя». На заводе дважды в неделю проходятся совещания по внедрению бережливого производства. Важно отметить, что в сплоченном за счет наставничества коллективе эти изменения не вызывают сопротивления.

3. Значительное внимание уделяется вопросу охраны труда на производстве. Одна из распространенных причин возникновения различных кризисных ситуаций на предприятии – пренебрежение безопасностью. Специалист по охране труда проводит много времени на рабочих местах сотрудников, анализирует и исключает возможность получения травм, что также влияет на производительность. Он работает над улучшениями производственных процессов, аттестацией специалистов, по профилю электро- и пожаробезопасности, взаимодействует с главным инженером Ростехнадзора. Специалист взаимодействует и с приезжающими на завод заказчиками и аудиторами: проводит инструктаж, выдает средства индивидуальной защиты (халаты, каски, очки). Это не формальность, а стандарт предприятия: забота о сотрудниках и клиентах.

4. Принцип непрерывного обучения. Акцент делается на постоянном совершенствовании производственных процессов и вместе с тем — повышении квалификации специалистов за счет дополнительного обучения. Руководство компании регулярно приглашает специалистов для обучения сотрудников. Обучение проводится по индивидуально разработанной программе, учитывающей специфику нашего производства.

Техническое оснащение и парк оборудования

Сделанные в прошлые годы капиталовложения позволяют «СтройМК» сегодня достаточно уверенно стоять на ногах. В прошлом году в производственную цепочку были включены несколько единиц высокопроизводительного и высокоточного оборудования. Постоянное обновление производственной базы в немалой степени помогает производству соответствовать современным требованиям. Работать в прежнем формате, когда отвергаются технологические изменения — огромный риск.

Кроме того, ежедневно проводится работа по увеличению производительности, снижению простоев, лишних перемещений. Фокус на этих параметрах помогает выявлять «узкие места» — те, где специалисты теряют много времени. Если выявляется сбой в потоке, связанный с недостаточной скоростью работы или технологичностью оборудования, — руководство принимает решение по замене. Постоянное совершенствование и расширение парка оборудования улучшает работоспособность производства и сокращает сроки выполнения заказов.

За сокращение издержек должны отвечать грамотные специалисты, которые заранее оценят трудозатраты, связанные с выполнением каждого заказа, определят возможные недочеты в технической документации. Кризисное управление предприятием заключается не в том, чтобы максимально сократить расходы (даже в ущерб процессу), а в том, чтобы направлять средства на все, что поможет организации стать сильнее и эффективнее. В “СтройМК” еще на стадии запуска проекта в производство ИТР-состав определяет, какие необходимы механизмы, оборудование. Для минимизации расходов, затрат и потерь применяются такие программные продукты, которые позволяют минимизировать отходы при изготовлении металлопродукции. Сплоченность коллектива и техническая оснащенность предприятия — главные резервы производства и самого руководителя в кризисные моменты.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 1

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *