В современных реалиях, наряду с антикризисной политикой предприятия, актуальное значение приобретают антикоррупционные мероприятия. В августе 2021 г. Владимир Путин подписал Указ, утверждающий трехлетний план противодействия коррупции, в котором определены 16 основных направлений антикоррупционной деятельности.
Новые коррупционные схемы появляются постоянно, а старые совершенствуются либо кардинально меняются и усложняются. В связи с пандемией коронавируса антикоррупционные меры приобрели еще большую значимость. Особенно в них нуждаются в сферах госзакупок и медицинских услуг.
По данным статистики Генпрокуратуры за 2021 год, самыми частыми коррупционными правонарушениями являются получение и дача взятки, а также посредничество во взяточничестве. В периоды кризисов количество таких преступлений значительно возрастает, как и ужесточается наказание за них. Если раньше взяточники при содействии следствию могли рассчитывать на послабление наказания в виде домашнего ареста, то сейчас суды гораздо реже идут на смягчающие меры. Антикоррупционное законодательство тоже совершенствуется, все большее значение приобретает профилактика.
В плане разработки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в условиях кризиса необходимо учитывать и требования антикоррупционного законодательства. Этапы создания системы комплаенса в компании (в том числе антикоррупционного) последовательны, однако действия ответственного сотрудника по предупреждению коррупционных правонарушений можно сравнить с замкнутым кругом: планирование — действие — мониторинг — контроль — устранение недостатков — снова планирование и далее.
Согласно законодательству РФ, все организации, независимо от формы собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры противодействия коррупции. Самостоятельная оценка риска нарушения требований закона — одна из целей комплаенс-функции организации наряду с диагностикой финансовых кризисов на предприятии. Эксперты выделяют четыре этапа внедрения антикоррупционного комплаенса в организации.
Комплаенс-анализ и аудит кризисного предприятия
Комплаенс-анализ – мероприятие по исследованию системы, направленной на предотвращение нарушений законодательства. Как и диагностика финансовых рисков на предприятии, эту задачу может выполнять назначенный руководством сотрудник компании или привлеченный сторонний специалист. В журнале «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» 01/2022 опубликован материал, описывающих 4 основных этапа выстраивания антикоррупционной политики.
На первом этапе проводят сбор и анализ данных о соответствии деятельности предприятия требованиям антикоррупционного законодательства, соблюдении профессиональных и этических принципов, а также принципов и стандартов добросовестного поведения на рынке. Определяются бизнес-процессы, направления и сферы деятельности и подразделения компании, наиболее подверженные риску коррупционного правонарушения. Определяются бизнес-процессы и подразделения компании, наиболее подверженные финансовым и коррупционным рискам.
Разработка решений по внедрению антикоррупционных мер в организации по результатам комплаенс-анализа
На втором этапе организации системы антикоррупционного комплаенса прорабатываются решения, которые помогут привести деятельность организации в соответствие с обязательными нормами и требованиями антикоррупционного законодательства и служат для предупреждения коррупционных нарушений. В план антикризисной политики предприятия вносится план внедрения антикоррупционных мер и процедур с учетом проведенного комплаенс-анализа. На этом этапе формируется и утверждается план-график поэтапного внедрения антикоррупционных мер, включая планы обучения и тренингов сотрудников, ответственных за формирование комплаенс-культуры.
Закрепляется распределение обязанностей и мер ответственности должностных лиц по вопросам антикоррупционного комплаенса. Разрабатываются и утверждаются локальные нормативные акты организации: антикоррупционная политика, кодекс этики и служебного поведения, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, положение о вознаграждениях и другие.
Внедрение антикоррупционных мер в организации
На третьем этапе активно формируется и развивается корпоративная культура антикоррупционного комплаенса, внедряется система мотивации соблюдения требований. Например, на предприятии может быть сформирована система поощрения антикоррупционного поведения сотрудников.
Работников в обязательном порядке знакомят с локальными нормативными актами и прочими документами, регламентирующими вопросы предупреждения коррупции в организации. Ведется работа с системой сообщений о возможных коррупционных правонарушениях, контролируется работа телефонной «горячей линии» и иной обратной связи для приема обращений о возможных фактах коррупции в организации.
Некоторые компании сетуют на сложность подготовки эффективных антикоррупционных материалов за счет повышения эффективности трудовых ресурсов предприятия, другие находят оригинальные решения, размещая в общедоступных местах компании наглядную агитацию — буклеты, брошюры, плакаты — в виде комиксов и аниме, посвященных антикоррупционной политике. Важный момент в разработке материалов — понятность их смысла для рядовых сотрудников. Эксперты для этой цели разработали стандарт «Система Комплаенс» CMS 2015 RU NAC и стандарт «Антикоррупционный Комплаенс» CMS AC 2015 RU NAC.
Мониторинг функционирования антикоррупционной системы комплаенса
Мониторинг проводится с целью поддержания соответствия деятельности компании актуальным требованиям действующего антикоррупционного законодательства, правилам и стандартам организации, соблюдения профессиональных и этических принципов и стандартов, добросовестного поведения на рынке, а также оценке эффективности принимаемых организацией антикоррупционных мер.
На четвертом этапе проводится регулярная проверка соблюдения всеми сотрудниками требований антикоррупционного законодательства. Здесь же настраивается регулярный мониторинг соблюдения локальных нормативных актов организации, что позволяет отслеживать произошедшие изменения в бизнес-процессах, касающиеся соответствия актуальным требованиям действующих законов в сфере противодействия коррупции.
В рамках мониторинга организуется контроль за проведением мероприятий по устранению выявленных в процессе проверки недостатков и нарушений, осуществляется надзор за реализацией и внедрением предложений по принятию дополнительных мер, направленных на повышение эффективности работы систем антикоррупционного комплаенса. Также может проводиться опрос сотрудников для оценки эффективности принимаемых организацией мер.
По оценкам экспертов, внедрение процедур антикоррупционного комплаенса и стандартов добросовестного и этичного поведения помогает минимизировать коррупционные риски и укрепить репутацию компании, а также способствует вовлеченности рядовых граждан в процессы противостояния коррупции в обществе.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».