Позитивный имидж руководителя – залог успеха любого предприятия. От имиджа руководителя зависят образ, визуализация всей организации и то, как ее воспринимает внешнее окружение. Социально-экономические условия в России сегодня выдвигают новые требования для топ-менеджеров и заставляют их акцентировать свое внимание на развитии интеллектуальных, нравственных и профессиональных качеств, совершенствовать управленческие способности и умения и сознательно добавлять все эти составляющие в свой имидж.
Имидж руководителя является системным понятием и включает в себя следующие элементы:
- индивидуальные характеристики;
- личные и профессиональные качества;
- социальные характеристики;
- ценностные ориентации;
- миссию руководителя и стратегическое видение развития организации.
Имидж руководителя предприятия
По результатам опроса руководителя и подчиненных одного из управлений крупной российской корпорации были составлены рекомендации по развитию имиджа руководителя организации. Ознакомиться с мнениями респондентов и результатами опроса по рассматриваемой проблеме можно в журнале «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» № 9, 2022 ИД «Панорама».
Повышение имиджа руководителя организации
По итогам анкетирования сложилось мнение, что руководитель придерживается авторитарного стиля руководства, то есть в организации все решения принимаются единолично, существует строгая система контроля и жесткая дисциплина, используется командный метод управления. Руководитель нацелен на результат и очень требователен к своим подчиненным.
Отсюда формируется первая рекомендация – использование более целесообразной комбинации авторитарного и демократического стилей управления. Из каждого стиля можно заимствовать определенные черты, например, делегирование полномочий, что присуще демократическому стилю управления. Это скажется на формировании имиджа руководителя и значительно упростит работу, освобождая тем самым время для решения более важных задач.
Во-вторых, среди выделенных проблем повышения имиджа современного руководителя был поднят вопрос мотивации персонала. Действительно, руководитель использует методы материального стимулирования, но этого недостаточно. Поэтому помимо этих методов также рекомендуется применять способы нематериального стимулирования:
- коллективные (организация конкурсов, соревнований);
- индивидуальные (расширение полномочий сотрудника, создание благоприятных условий труда и рабочего места).
Еще один важный момент мотивации персонала – донесение смысла миссии организации от руководителя своим подчиненным. Такой метод позволит сплотить коллектив и приведет его к осознанию того, что все члены организации трудятся во благо единого дела и достижения генеральной цели.
В-третьих, из-за использования авторитарного стиля управления формируется неблагоприятный и напряженный морально-психологический климат в коллективе, а также страдает имидж руководства. Хороший руководитель компании не должен отделять себя полностью от сотрудников, важно уметь проявлять личные качества, такие как внимательность, отзывчивость, искренность. Поэтому третья рекомендация заключается в сосредоточении внимания руководителя на личных качествах наравне с профессиональными.
Для этого, например, можно использовать способ проведения внутри организации совместных мероприятий, что сблизит руководителя с сотрудниками, возможно, в более неформальной обстановке. В итоге это повысит открытость руководителя к взаимодействию с коллективом, а большее проявление личных качеств со стороны руководителя увеличит степень доверия к нему подчиненных.
Четвертая рекомендация заключается в развитии и совершенствовании навыков стратегического видения и умения быстро ориентироваться в ситуации, оперативно определять факторы, вызывающие угрозу деятельности организации. Действенным вариантом будет повышение квалификации руководителя.
Наконец, опрошенные сотрудники отметили, что руководитель не стремится к нововведениям, придерживается достаточно консервативных взглядов. Поэтому пятая рекомендация – развитие руководителем управленческих навыков в соответствии с современными тенденциями, а также использование новых коммуникационных и информационных технологий, способствующих эффективности трудовых ресурсов предприятия.
Согласно данным анкетирования, только четверть сотрудников ссылается на такое качество руководителя, как коммуникабельность, и чуть меньше половины опрошенных выделяют в своем руководителе умение вести переговоры. Сам руководитель также не выделяет в себе качество коммуникабельности, исходя из ответов проведенного опроса. Следовательно, шестая рекомендация для повышения имиджа руководителя предприятия – это развитие навыков деловых коммуникаций через грамотное выстраивание деловых связей и контактов. Развивать предложенные навыки можно через общение с коллегами в том числе.
Эффективность повышения имиджа руководителя
Предложенные рекомендации могут быть использованы руководителями любых организаций вне зависимости от организационно-правой формы и от масштабов деятельности, так как они касаются универсальных положений. Следование этим советам положительно повлияет на имидж руководителя, что благоприятно отразится как на его деятельности, так и на деятельности всей организации в целом, поможет повысить показатели эффективности и минимизировать затраты предприятия.
Имидж руководителя – это совокупность качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью личности. Имидж – это многокомпонентное явление, и при его формировании необходимо уделять внимание следующим составляющим: индивидуальным характеристикам личности, личностным качествам, профессиональным качествам, социальным характеристикам, ценностной ориентации, миссии руководителя и стратегическому видению развития организации. Позитивный имидж руководителя входит в состав культуры управления и играет значимую роль не только для самой личности руководителя, но и для организации в целом, подчеркивая тем самым ее сильные стороны, репутацию, престиж и бренд.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».