Модели навыков персонала в условиях цифровизации

Модели навыков персонала в условиях цифровизации

Изменения в бизнес-процессах организаций, связанные с распространением новых технологий, в том числе автоматизации, цифровизации и экологизации производства, приводят к появлению новых требований к работникам. Навыки будущего можно условно разделить на две концептуальные модели, отражающие общие направления развития организации в условиях цифровизации. Подробнее о том, как восполнить навыковые пробелы персонала – в нашей статье.

Необходимость выпуска высококонкурентной продукции и услуг требует от персонала эффективного взаимодействия друг с другом и с потенциальным потребителем. Поэтому переподготовка в сфере развития «мягких» навыков становится неизбежным и важным элементом адаптации организаций к новым условиям и подготовки сотрудников к другому типу задач.

Оценка эффективности персонала предприятия

При стратегическом планировании деятельности предприятия сталкиваются с проблемой гармоничного сосуществования двух подходов: проектного и гибкого. Еще одна сложность связана с децентрализацией отдельных функций в централизованной компании. Органичное сочетание этих подходов необходимо для повышения эффективности работы предприятия и требует в, числе прочего, большей инновационности, инициативности, предпринимательского мышления.

Наличие навыковых пробелов у персонала сказывается не только на эффективности отдельного работника, но и на показателях всего бизнеса:

  • на индивидуальном уровне навыковые пробелы влияют на возможности специалиста найти работу, соответствующую его квалификации.
  • на уровне бизнеса навыковые пробелы приводят к снижению производительности и мотивации сотрудников.

По результатам недавнего опроса McKinsey 43% руководителей уже ощущают нехватку навыков у сотрудников или ожидают этого в течение нескольких лет. При этом меньше половины управленцев имеют четкое представление о том, как решить эту проблему. Специалистов с техническими навыками катастрофически не хватает. На втором месте по дефицитности – специалисты, обладающие прикладными метакомпетенцииями:

  • системное мышление;
  • аналитические навыки;
  • эмпатия;
  • гибкость мышления;
  • умение принимать решения;
  • решать нестандартные задачи;
  • готовность к переменам и пр.

Навыковые пробелы требуют непрерывного устранения: их накопление может стать причиной потерь сразу по всем бизнес-направлениям организации. Без системы постоянного устранения пробелов компания рискует оказаться на грани конкурентного провала в борьбе за перспективные рынки. Также крайне важно научить производственных работников работать малыми локальными параллельными задачами, а не строить «один раз и на века», поскольку сегодня такой подход неэффективен.

Эффективность использования персонала предприятия

Другим важным навыком в современных условиях является гибкость. Ее наличие должно помочь принимать бесконечные изменения и работать в режиме многозадачности. Гибкость – это и умение переключиться и перестроиться в течение дня или года, и готовность перейти в иной проект, т. е. определенная мобильность.

Цифровизация и внедрение новых технологий на начальном этапе требуют широкого диапазона гибких навыков:

  • открытости к переменам и экспериментам;
  • командной работы;
  • инновационного мышления;
  • интереса к новым технологиям и т. д.

На развитие этих компетенций должны быть направлены сразу несколько образовательных решений, которые должны бать встроены в инструменты обратной связи и продвижения сотрудников.

На следующем этапе возрастает спрос на технические компетенции, так как решений становится больше, и на первый план выходит обеспечение их устойчивой, надежной работы. В эту категорию входят компетенции по развитию платформ машинного обучения, микросервисов и облачных технологий, «Интернета вещей», беспроводной связи и многих других, а также по созданию прикладных решений с их помощью.

В настоящее время организациями приоритет отдается компетенциям, связанным с системным инжинирингом, эксплуатацией сложных производственных систем, оценкой эффективности и устойчивости их работы. Усиление этого набора компетенций выглядит интересным вызовом, потому что необходимо совмещать понимание технологии производства и цифровых инструментов с системным подходом. Таким образом, нами предлагается следующая модель навыков будущего как ответ на запросы организаций (рис.).

Повышение эффективности персонала на предприятии

Освоение всего спектра навыков не всегда возможно для каждого работника, но для сохранения востребованности на рынке труда потребуется по крайней мере четыре блока навыков.

Четыре блока навыков персонала

Блок № 1. Когнитивные/ фундаментальные – это универсальные навыки, которые позволяют отдельным индивидам адаптироваться к усложняющейся, нестабильной реальности и преуспевать в ее условиях. Включает: адаптивность, способность формировать видение будущего и умение управлять изменениями (например, в области технологий), преодоление неопределенности и кризиса; критическое и творческое мышление, понимание предубеждений, интеллектуальная скромность т. е. умение признавать свои ошибки.

Блок № 2. Технические и цифровые – навыки, актуальность которых обусловлена развитием технологий и цифровизацией рабочих мест. Включает: цифровые навыки с использованием технологий искусственного интеллекта и больших данных, а также новых технологий , кибербезопасность; разработку программного обеспечения и управление робототехникой / IIoT Интеграция и объединение технологий; неоремесло услуги (включая 3D-производство); базовые навыки для использования цифровых технологий.

Блок № 3. Социально-экономические и культурные – навыки общения с людьми, которые способствуют успешной командной работе, поддержание отношений внутри сообщества и сетей. Охватывает: сотрудничество и объединение в команды (онлайн и офлайн), фасилитацию и сотворчество; предпринимательство, создание пользовательского опыта и развитие отношений с потребителем; гибкое управление проектами; человеческие, социоэмоциональные навыки; навыки сторителлинга и информационно-пропагандистской работы; языковые навыки; навыки безбумажной/ визуальной коммуникации.

Блок № 4. Так называемые «зеленые» (относящиеся к экологии) навыки и навыки, связанные с универсальным благополучием человека, гарантирующие процветание всего общества в будущем. Включают: экологические, устойчивые и регенеративные практики как в технической сфере (например, анализ углеродного следа, управление жизненным циклом и пр.), так и в гуманитарной (воссоединение с природой); навыки заботы о благополучии (включая заботу о себе, психическом здоровье, преднамеренное бездействие, самозащиту).

Такая модель комплексного развития навыков у персонала позволяет актуализировать такие компетенции, как динамичность, открытость новому, управленческая смелость. Сочетание когнитивных, социальных и технологических навыков с узкоспециализированными знаниями в определенной области становится все более ценным на современном рынке труда.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *