Оценка функции спроса на импорт для разных стран является одной из наиболее исследуемых областей международной торговли. Одним из способов оценки функции спроса при изучении эффективности торговли России со странами ЕС является использование методик регрессионного анализа.
В классическом понимании в эконометрических исследованиях имеет место коинтеграционная долгосрочная взаимосвязь функции спроса на импорт от доходов населения и относительных цен. Функция спроса на импорт в классической интерпретации формируется исходя из таких факторов, как доходы населения и цены на импортные товары. Как известно, составляющей внешней торговли страны является ее импорт. Определение и регулирование оптимального объема импорта страны также является одним из приоритетов внешнеэкономической политики страны.
Оценка объемов импорта для России
Для проведения соответствующей оценки оптимальных объемов импорта, необходимых России, было предложено использовать функцию спроса на импорт. Ознакомиться подробнее с результатами оценки можно в журнале «Международная экономика» № 9, 2022 ИД «Панорама».
По результатам расчета были получены значения функции спроса на импорт для России за 2017–2020 гг. (см. таблицу). Можно наблюдать, что оптимальный уровень импорта падает, то есть население с каждым годом готово потреблять все меньшее количество импортных товаров, что может являться следствием роста цен на эти товары и снижением цен на углеводородные энергоносители. Определенную роль сыграл тот факт, что в России проводится политика импортозамещения, а население все чаще отказывается от потребления иностранных товаров, предпочитая им отечественные.
Для анализа перспектив международной внешней торговли – развития торгово-экономических отношений РФ и ЕС, была построена регрессионная модель, позволяющая оценить взаимосвязь стоимостных объемов экспорта России в страны – члены Европейского союза.
Для проведения соответствующего анализа и реализации прогноза экспорта РФ в ЕС был сделан выбор в пользу позитивного варианта сценария развития торгово-экономических отношений данных стран в связи с относительной сложностью сбора и недостаточного количества данных по его негативному сценарию.
Таким образом, дальнейшее развитие экономического сотрудничества РФ и стран – членов Европейского союза будет по-прежнему базироваться в секторах энергетики в связи с ограничениями, направленными на ослабление ряда отраслей экономики России.
Регрессивный анализ внешней торговли России
Значительное влияние на международную торговлю оказало снижение деловой активности стран мира в связи с пандемией COVID-19 и достаточно медленное восстановление экономик фактически всех стран мира после нее. Для оценки перспектив экспорта в отраслевом разрезе также была использована методология регрессионного анализа и разработанная на ее основе авторская методика оценки объемов экспорта страны в зависимости от социально-экономического состояния стран-импортеров, включающая в себя следующие элементы:
- Выбор макроэкономических показателей, необходимых для проведения соответствующего анализа.
- Проведение прогноза динамики выбранных макроэкономических показателей на период до 2025 г. на основе использования экспоненциальных моделей кривых роста.
- Составление соответствующих уравнений регрессии с использованием обозначенных макроэкономических показателей, позволяющих описать прогнозируемые объемы экспорта страны в динамической постановке.
По ряду товарных групп ожидается рост поставок в стоимостном выражении в страны Европейского союза. К 2030 г. В ЕС планируется снижение количества выбросов парниковых газов минимум на 55%. Новая экологическая политика ЕС предусматривает переход на использование безопасных видов топлива, например, водорода, что сохранит системы внешней торговли российским топливом на рынке Европы.
Важную роль в сотрудничестве российских поставщиков и ЕС играют налаживание транспортировки энергетики посредством прямых связей, грамотная логистика и не зависящее от политических мер движение энергетики на европейские рынки. Исходя из этого, рекомендуется сократить барьеры для экспорта России в ЕС.
Основную роль в двустороннем экономическом сотрудничестве играет роль упразднения логистических ограничений. Разница в ширине железнодорожной колеи у России и ЕС остается важнейшим препятствием для эффективного осуществления перевозок.
Таким образом, ключевую роль в формировании политики внешней торговли будут играть уровень мировых цен на нефть, темпы восстановления экономик после коронавирусной инфекции, а также политические факторы, которые могут оказать ключевое влияние на двустороннее сотрудничество.
Развитие внешней торговли и экономики России
На основе анализа были разработаны рекомендации по развитию внешней торговли РФ и экономического сотрудничества со странами ЕС, которые сводятся к проведению следующих мероприятий:
- восстановление логистических цепочек и транспортных связей между странами после пандемии COVID-19, а также новые варианты и возможности транспортировки углеводородов вне зависимости от проводимой геополитики;
- проведение грамотной маркетинговой кампании по использованию российской экологически чистой энергетики;
- вовлечение российских экспортеров в международные выставки и ярмарки, экспортное страхование, привлечение иностранных инвестиций и дополнительное обучение специалистов в рамках укрепления российских компаний на международных рынках;
- развитие российских онлайн-платформ по продаже товаров за границу.
Внешняя торговля России и ее эффективность зависят от оптимальных объемов экспорта и импорта страны, поэтому дальнейшее проведение таких исследований возможно не только в отраслевом, но и в товарном разрезе.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».