Местные сообщества в сельском хозяйстве Евросоюза

Местные сообщества в сельском хозяйстве Евросоюза

Единая сельскохозяйственная политика Европейского союза (Common Agricultural Policy) предусматривает поощрение и поддержку участия местного населения в вопросах сельского хозяйства – таких, как рабочие места, финансирование, социальная политика и прочих. В статье представлен анализ роли местных сообществ в развитии сельских территорий Евросоюза. Изучение подобной практики представляет большой интерес для российской агропромышленности.

Единая сельскохозяйственная политика ЕС

CAP(Common Agricultural Policy) фокусируется на двух основных направлениях:

  • поддержка сельскохозяйственной отрасли производства, аграрных производителей, аграрных рынков;
  • поддержка сельских территорий, для реализации мероприятий которых Европейский союз выделяет существенные средства, направляя их непосредственным бенефициарам из специальных фондов, таких как Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий (European Agricultural Guarantee Fund, далее EAGF) и Европейский фонд развития сельских территорий (European Agricultural Fund for Rural Development, далее EAFRD).

Что касается всесторонней помощи сельским районам (непосредственно со стороны ЕС), то она осуществляется благодаря финансированию именно EAFRD. Оказываемая через этот финансовый институт поддержка способствует достижению целей как CAP, обозначенных в соответствующих программных документах, так и Политики сплочения (Cohesion Policy).

В синергии с другими европейскими структурными и инвестиционными фондами (European Structural and Investment Funds – ESIF) EAFRD призван направлять средства на поддержку социальной интеграции, сокращение бедности и экономическое развитие сельских территорий.

Часть выделенных средств отводится на местное развитие под руководством сельских сообществ в рамках концепции LEADER, основанной на тесной связи между различными видами деятельности на селе, когда местные инициативные группы (Local Action Groups – LAG) принимают решения по локальным проектам, активно участвуя в их реализации.

Подход LEADER

Исходя из буквального перевода полного названия подхода LEADER (Liaison Entre Actions De Développement De L’économie Rurale), развитие сельских территорий выстраивается на гармоничном межсекторальном взаимодействии. На этапе CAP 2014–2020 гг. к концепции LEADER присоединяется новый важный подход CLLD (Community-Led Local Development), прописывающий более детально механизмы вовлечения сельских сообществ в местное управление и сетевые взаимодействия.

Существенное внимание государства к данным институтам объясняется появлением в этот период «таких негативных явлений, как:

  • рост безработицы;
  • сокращение внутреннего потребления и спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;
  • снижение привлекательности сельских территорий для частного капитала;
  • уменьшение государственных инвестиций в развитие сельских территорий;
  • рост степени дивергенции в развитии сельской инфраструктуры стран – членов ЕС по мере расширения Европейского союза;
  • сокращение расходов на образование, здравоохранение, социальные услуги в рамках национальных программ в расчете на финансирование их из фондов ЕС;
  • обострение проблем бедности и социальной изоляции в удаленных и труднодоступных районах;
  • актуализация экологической и климатической повестки.

Перечисленные обстоятельства оборачиваются для сельских территорий стран – членов ЕС, с одной стороны, новыми, требующими немедленного решения проблемами, с другой стороны, новыми возможностями, что органично концентрируется в разрабатываемых в соответствии с подходами LEADER/CLLD пилотных (и других) проектах местных инициативных групп. Сталкиваясь с совершенно новым контекстом, подходы LEADER/CLLD демонстрируют положительные практики реализации местных стратегий развития, заслуживающие внимания и использования.

Примеры работы LAG на сельских территориях Европы

Испанская группа LEADER/CLLD из долины Херте в период 2014–2020 гг. реализует стратегию местного развития по семи важнейшим направлениям, таким как:

  1. Вовлеченность молодежи в общественную жизнь и в общественные организации.
  2. Гендерная проблема и возможности участия женщин в сельской жизни;
  3. местная культура и образование.
  4. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  5. Предпринимательство, занятость и профессиональное обучение на селе.
  6. Туризм и рекреация.
  7. Специальные услуги отдельным категориям лиц, главным образом детям, пожилым людям, инвалидам (другие виды оказания социальной помощи или поддержки).

Образцом создания инновационного сельского кластера является один из регионов Ирландии (West Cork). Основываясь на таких более ранних инициативах, как создание бренда West Cork Fuchsia, кластер фокусируется на поддержке не только ключевого сектора сельской экономики, но и некоторых смежных с ним сфер деятельности. Кластер, созданный в 1998 г., представляет собой сеть из 160 современных аккредитованных предприятий в пищевой промышленности, туризме, ремесленной сфере, сельскохозяйственной отрасли, морском хозяйстве, розничной торговле.

Еще одна европейская LAG – IRD Duhallow (Ирландия), разработала систему для улучшения связей между общими целями стратегии их местного развития и реальными проектами, реализуемыми таким образом, чтобы обеспечить участие сообщества, улучшить адресность финансовой помощи и осуществить мониторинг использования выделенных средств. Общие цели стратегии разрабатываются после длительного процесса консультаций с сообществом по четырем основным направлениям: экономическое развитие, повышение качества жизни, содействие творчеству, сохранение среды обитания.

На начальном этапе с помощью «подхода к общинному развитию на основе местных активов и возможностей» проводится оценка потребностей в социальных, экономических и экологических ресурсах региона, а на следующем – разрабатывается стратегическая основа, которую можно адаптировать для формирования конкретных заявок LEADER/CLLD.

Положительным опытом являются некоторые принципы реализации LEADER/CLLD в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС, в частности, предоставление местным сообществам значительной гибкости с точки зрения их стратегий и инструментов финансирования. Если LAG хотят представить тот или иной проект для финансирования в рамках LEADER/CLLD, к примеру, через EAFRD, то организация должна проверить его соответствие целям EAFRD и Национальной программе развития сельских территорий, стратегии местного развития, действующему законодательству. При выполнении всех обозначенных требований EAFRD не может отклонить проект только потому, что он подпадает под условия финансирования другого фонда.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *