«Эффект здорового рабочего» – один из важнейших показателей при оценке профессиональной пригодности работников, условий их труда и неблагоприятных последствий вредного производства. О профессиональной трудоспособности человека, особенностях промышленной медицины в вопросах трудовой миграции и необходимости проведении эпидемиологических исследований – читайте в нашем материале.
Термин «эффект здорового рабочего» был введен в научный обиход в 1976 г. McMichael A. J., который рассматривал его как выраженный процесс профессионального отбора, связанного с зависимостью профессиональной трудоспособности индивида от его состояния здоровья и активности.
При этом выбор самого работника (самоотбор) определяется как функциональными возможностями и состоянием здоровья специалиста, работающего во вредных условиях труда, так и общим индивидуальным дискомфортом вследствие недостаточной эргономической организации трудового процесса, отсутствия средств индивидуальной защиты и спецодежды. Учитываются и личностные особенности работника (психологические характеристики, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами).
Промышленная медицина и безопасность
В промышленной медицине различают четыре вида эффекта селекции работников, которые обозначаются как:
- pre-selection (преселекция);
- adaptation-selection (отбор в результате адаптации);
- career-selection (отбор в результате карьерных изменений);
- health-selection (отбор в результате изменений состояния здоровья).
В настоящее время формированию эффекта здорового рабочего способствует концепция оценки профессиональных рисков инженерами по охране труда и промышленной безопасности, которые в ТК РФ определены как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Управление профессиональными рисками – как комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессионального риска (Трудовой кодекс РФ принят 21.12.2001 г.). По должностной инструкции инженер по промышленной безопасности обязан знать все нюансы данного вопроса после изучения Трудового кодекса РФ.
«Эффект здорового рабочего», а именно – «эффект здорового найма», определяет и более хорошее состояние здоровья трудовых мигрантов, что относится к миграционным процессам не только внутри РФ, но и к трудовым миграционным процессам в регионы Российской Федерации, города Москва и Санкт-Петербург из республик бывшего СССР, прежде всего стран Центральной Азии. В социально-экономических и демографических исследованиях широко используют понятие «эффект здоровых мигрантов», во многом, по своей сути, совпадающее с понятием «эффект здорового найма».
Основы управления промышленным предприятием
Управление промышленной безопасностью на предприятии основано на логичном и прагматическом допущении, что в трудовую миграцию вовлекаются люди молодые и здоровые, способные выполнять работу, в том числе во вредных и неблагоприятных условиях труда. Других специалистов – со сниженными функциональными резервами организма, с признаками тех или иных заболеваний – не привлечет ни один работодатель или рекрутер.
Несмотря на факт вовлечения в трудовую миграцию прежде всего молодых и здоровых людей, низкие абсолютные показатели заболеваемости социально значимыми болезнями могут быть обусловлены не только «эффектом здорового мигранта» и мерами по регуляции миграции, но и тем, что значительная часть мигрантов проходит медицинское обследование не в полном объеме.
Промышленная безопасность и трудовая миграция
«Эффект здорового найма» в управлении безопасностью труда на промышленном предприятии может наблюдаться не только при диагностированных заболеваниях, но и при предпатологических состояниях, а также при сниженных возможностях организма, функциональный уровень которых не соответствует предъявляемым требованиям труда. При исследовании распространенности кардиоваскулярной патологии у шахтеров было установлено, что все случаи выявленных заболеваний сердца и сосудов требовали подъема больных работников из шахты и трудоустройства на поверхности. Взамен трудоустроенных шахтеров на подземные работы были приняты молодые специалисты с минимальным стажем трудовой деятельности, чем объясняется снижение вновь выявленных случаев заболеваний сердца: с 28,7% в 2015 г. до 18,9% в 2017 г. (р = 0,05). В то же время относительный риск возникновения кардиологической патологии у шахтеров основных профессий в 2015–2016 гг. был в два раза выше показателя группы сравнения (р < 0,001), а производственная обусловленность диагностированных заболеваний достигала 48–49%.
По данным японских исследований, служащие с высокой длительностью трудового времени в течение рабочего дня характеризуются более низким риском развития артериальной гипертензии. В данной ситуации это также можно расценивать как «эффект здорового рабочего», так как для продолжительной работы необходимо хорошее общее состояние здоровья работника, в том числе и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Старение и нозологические формы заболеваний, тесно связанные со старением, как правило, характеризуют ЭЗР в более поздний период трудовой деятельности человека. Это приводит к ограничению выполнения некоторых профессиональных обязанностей инженерами по промышленной безопасности, либо к значительному увеличению физиологической стоимости выполняемой работы и, соответственно, к срыву адаптационных возможностей и развитию патологических состояний.
Следствием данного биологического факта является уход лиц старших возрастных групп из профессий, связанных с необходимостью быстрой реакции, высокой координации движения, выполнения высоких физических нагрузок и т. д. Именно поэтому изменение возрастной структуры управления промышленного предприятия профессиональных групп также можно рассматривать как профессиональный отбор.
Одни из действенных путей повышения эффективности трудовых ресурсов предприятия и контроля «эффекта здорового рабочего» признается анализ показателей состояния здоровья профессиональной когорты с учетом работников, покинувших данную профессиональную когорту, так как подавляющее большинство проведенных исследований основывается на констатации факта увеличения или снижения уровня распространенности АГ. При этом работники, оставляющие профессию не по причине пенсионного возраста, а по причине снижения функциональных резервов организма, повышенного уровня нетрудоспособности, характеризуются повышенными уровнями летальности или заболеваемости, что является одним из проявлений эффекта здорового рабочего.
«Эффект здорового рабочего» и его интенсивность могут косвенно характеризовать вредность и неблагоприятность условий труда со стороны системы санитарно-гигиенического надзора и инженера по промышленной безопасности. «Эффект здорового рабочего» определяет необходимость медицинского и социального обеспечения, а также реабилитационных мероприятий не только у лиц, остающихся на данном производстве, но и у лиц, покинувших данное производство для предотвращения феномена повышенной смертности у лиц, ушедших с данного производства.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Лин-технологии. Бережливое производство» ИД «ПАНОРАМА».