Для повышения эффективности транспортного предприятия, владеющего технологическим оборудованием, машинами и производственной инфраструктурой, важно обеспечить управляемость процессов их эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Задача усложняется с увеличением количества эксплуатируемых объектов и с распределением на нескольких производственных площадках. В этих условиях единственным инструментом, обеспечивающим управление, становится информационная система ТОиР.
Естественные монополии, находящиеся под «опекой» государственных контрольных органов, регулирующих ценообразование, ощутили необходимость тщательного учета, формирования ремонтной составляющей тарифа для обоснования стоимости своей продукции. Отрасли, включившиеся раньше других в мировую экономику: промышленность минеральных удобрений, нефтехимия, металлургия, обнаружили, что высокие затраты на ТОиР мешают им конкурировать на рынке.
Средствами информационно-управляющей системы ТОиР создается непрерывная информационная связь между техническим менеджментом и подчиненными подразделениями, службами, исполнителями и участниками работ по ТОиР, помогающая, в том числе, в разработке антикризисной финансовой политике предприятия.
Предполагается, что сотрудники, использующие ИСУ ТОиР, например, инженер в автотранспортном предприятии, реализуют в ней функции по своей компетенции и ответственности, находясь в своих штатных подразделениях. При этом информация от них поступает по каналам связи, накапливается в единой базе данных и становится доступной всем руководителям и специалистам, согласно заранее установленным в системе полномочиям.
ИСУ ТОиР должна поддерживать решение следующих задач в области управления ТОиР:
- ведение нормативно-справочной информации по оборудованию;
- ведение эксплуатационной и ремонтной документации;
- формирование и ведение базы данных по объектам эксплуатации;
- выполнение и учет внеплановых работ;
- обеспечение безопасных условий выполнения работ;
- измерение и анализ показателей повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия;
- принятие решений в отношении списания, замены и модернизации.
Результаты внедрения и использования ИСУ ТОиР для различных звеньев менеджмента предприятия оцениваются по разным критериям: повышение фондоотдачи, снижение складских запасов запчастей, вывод из эксплуатации и замена «проблемного» оборудования, улучшение положения на антикризисном предприятии.
Самый простой вариант ИСУ ТОиР включает в себя две составляющие — базу данных и специализированное программное обеспечение класса EAM (Enterprise Asset Management).
В базе данных хранится вся информация по эксплуатируемым объектам, схемы и чертежи, ремонтные и эксплуатационные документы, накопленные параметры технического состояния, необходимые главному инженеру автотранспортного предприятия. Программное обеспечение ТОиР позволяет оперировать информацией, содержащейся в базе данных — вводить, корректировать, искать, анализировать, обрабатывать данные, контролировать их значения, выводить их в удобном виде для анализа.
Мобильные устройства и ТОиР
Помимо стационарных персональных компьютеров и серверов, в составе сети рабочих мест ИСУ ТОиР все чаще появляются мобильные компьютерные устройства, с помощью которых мобильный персонал получает удаленный доступ к данным по оборудованию. И, наоборот, с помощью МКУ он может вводить информацию в заводскую базу данных, находясь при этом в производственной зоне, рядом с обслуживаемым или подконтрольным оборудованием.
Возможности МКУ позволяют, с одной стороны, обеспечить информационную поддержку мобильного персонала в производственной зоне, а с другой — обеспечить контроль руководства за его деятельностью в реальном масштабе времени. При использовании мобильных устройств, включенных в ИСУ ТОиР, повышается производительность персонала – обходчик или ремонтник подходит к объекту и с помощью МКУ считывает с объекта его уникальную RFIDметку (NFC). По коду этой метки в базе данных автоматически идентифицируется соответствующий объект, а информация по нему выводится на экран МКУ, повышения эффективность использования имущества предприятия. Далее, вся собираемая информация будет автоматически привязываться к объекту в базе данных.
Повышение эффективности управления
Технология построения ИСУ ТОиР может быть применена для создания единой ИСУ ТОиР для группы предприятий или для одного предприятия, имеющего подразделения, удаленные на десятки, сотни и даже тысячи километров.
Здесь препятствием может быть отсутствие непрерывного и высокоскоростного канала связи между этими подразделениями или предприятиями. Пользователи, находящиеся за пределами локальной сети предприятия, будут испытывать трудности при обращении к базе данных, скорость реакции на их обращения будет очень низкой, вплоть до невозможности работы в системе. Выход из данной ситуации, кроме прямой модернизации информационной инфраструктуры, — это создание ИСУ ТОиР с распределенной базой данных, которая, так же, играет важную роль в составлении маркетинговой стратегии в антикризисном управлении предприятия.
У такой системы имеется центральная база данных, устанавливаемая в головном предприятии. Рабочие места пользователей подключаются к ней напрямую, через локальную сеть, установленные там же. Для удаленных площадок создается локальная база данных ИСУ ТОиР. Все это создает новые пути повышения эффективности работы транспортных предприятий.
Эффективность транспортного предприятия
Создание базы данных не ограничивается временными рамками, фактически этот процесс идет непрерывно в течение всей эксплуатации ИСУ ТОиР. Ко всей этой информации, введенной разными специалистами, в разное время и, зачастую, с разных компьютеров, появляется оперативный доступ из одной точки — с компьютера пользователя, расположенного на его рабочем месте.
Техническое обслуживание и ремонт являются очень важными, но далеко не единственными видами деятельности по управлению производственными активами. Повышение эффективности транспортного предприятия в значительной степени зависит от проектирования, изготовления, закупки, поставки, монтажа, ввода в эксплуатацию. Ошибки и упущения на этих этапах также увеличивают интенсивность отказов, снижают готовность и производительность, повышают стоимость жизненного цикла актива. В этой связи управление ТОиР в идеале должно быть включено в более широкий контекст управления активами. Для этого в организации должна быть внедрена система управления производственными активами, охватывающая все стадии жизненного цикла, а не только стадию эксплуатации.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер. Управление промышленным производством» ИД «ПАНОРАМА».