Вероятность развития психических нарушений увеличивается пропорциональной длительности болевого синдрома у пациентов, страдающих невралгией тройничного нерва. Основным психоэмоциональным проявлением пациентов до и после операций можно назвать различную степень выраженности эмоционального напряжения. О том, как связана предрасположенность к психическим нарушениям с давностью болевого синдрома и складом психики – в нашем материале.
Превалирующими психическими расстройствами у пациентов с различными видами боли являются депрессия и тревожное расстройство. Считается, что у пациентов с хронической болью вероятность развития депрессии в три раза выше, чем в популяции. Классическая невралгия тройничного нерва (КНТН) не является исключением, при этом данный тип орофациальной боли в значительной степени влияет на работоспособность пациентов и их повседневную жизнь. Нередко постоянное ожидание нового приступа может провоцировать развитие тревожного расстройства и депрессии. До 97% пациентов с невралгией тройничного нерва испытывают проявления депрессии и тревоги.
Тревожные расстройства при невралгии
В рамках исследования было проведено длительное катамнестическое наблюдение с участием психиатров для оценки результатов лечения у 39 пациентов, оперированных по поводу классической невралгии тройничного нерва за период с 2012 по 2014 г. в НМИЦ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко Минздрава России. В сформированной группе оказалось 20 женщин и 19 мужчин. Средний возраст пациентов составил 46,5+1,5 года. Для выявления психопатологической симптоматики, синдромологической оценки и уточнения степени выраженности нарушений производились полный психиатрический осмотр перед васкулярной декомпрессией, а также динамические осмотры в раннем послеоперационном периоде, через год и более после операции.
Психические нарушения при невралгии тройничного нерва
Психические нарушения различной степени выраженности перед оперативным лечением были выявлены у 77% пациентов. 47% пациентов с психическими нарушениями получали психофармакологическое лечение (антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропы с седативным компонентом и их комбинации).
У пациентов с КНТН и психическими нарушениями выделено четыре основных психопатологических синдрома:
- тревожно-депрессивный;
- астено-депрессивный;
- астено-ипохондрический;
- обсессивно-фобический.
Тревожно-депрессивный синдром был выявлен у 14 (47%) пациентов. Он формировался под воздействием хронического стресса (как реакция на возникновение болевого синдрома, прогрессирования болезни, телесный дискомфорт, заметное ограничение бытовой и профессиональной деятельности пациентов). Тревога и страх в этой группе пациентов влияли на оценку и переживание боли. Психические нарушения в рамках тревожно-депрессивного синдрома чаще наблюдались у пациентов с эмоционально-лабильным и психастеническим типом акцентуации личности.
Сочетание депрессивной симптоматики и хронической боли приводило к развитию аномального болевого поведения: они теряли веру в возможность излечения и полностью отказывались от «борьбы». У всех пациентов этой группы была нарушена социальная и профессиональная адаптация. Вегетативный компонент тревоги был выражен в структуре синдрома у 29 % пациентов. Соматический компонент проявлялся в основном чувством постоянной усталости.
Астено-депрессивный синдром наблюдался у 33% пациентов (10 человек) с классической невралгией тройничного нерва при первичном обследовании. Значительное место в картине психических расстройств у этих пациентов, помимо подавленного настроения, занимали жалобы на резкие перепады настроения, ощущение разбитости, повышенную утомляемость, трудности концентрации внимания и другие. Преобладали лабильные, циклоидные и психастенические типы личности.
Признаки астении сочетались с выраженными ипохондрическими расстройствами, укладывающимися в астено-ипохондрический синдром у 13% пациентов. В эту группу входили больные, у которых наряду с астеническими жалобами отчетливо прослеживалась фиксация на проводимом лечении, своем самочувствии, а также состоянии органов и систем, не имеющих прямой связи с основным заболеванием. Вместе с тем отмечены неуверенность в успехе лечения, в том числе операции, чувство опасения по поводу своего самочувствия, возможность возобновления болевого синдрома, появления новых симптомов заболевания. Прямой зависимости между вышеперечисленными жалобами и проявлениями болевого синдрома не выявлено.
Обсессивно-фобический синдром отмечался у 2 пациентов (7% случаев). Его отличало преобладание выраженного аффекта страха, напряженности, наличие мучительных навязчивостей, тревожных переживаний, чувство опасения по поводу своего самочувствия. Во всех наблюдениях клиническая картина обсессивно-фобического синдрома осложнялась вазовегетативными расстройствами (чувством нехватки воздуха, повышенным потоотделением, тахиаритмией). У пациентов были выявлены астенический и эпилептоидный типы акцентуации личности.
К основным эмоциональным проявлениям состояния пациентов до и после операций по поводу невралгии тройничного нерва следует отнести различную степень эмоционального напряжения. Высокая степень выраженности эмоционального напряжения была выявлена у 55% пациентов, умеренная – у 35%, легкая – у 10%. При анализе влияния многих факторов на развитие психических нарушений наиболее значимыми оказались длительность болевого синдрома, характерологические особенности (акцентуация) личности, проводимая психофармакотерапия.
Динамика психических нарушений
В раннем послеоперационном периоде выраженность психических нарушений достоверно не менялись при исчезновении или уменьшении выраженности болевого синдрома. У пациентов с астенической симптоматикой (астено-депрессивный, астено-ипохондрический) в послеоперационном периоде отмечалось нарастание астении, что могло быть связано с развитием соматогенной астении. Эта гипотеза подтверждается появлением астенической симптоматики у пациентов без психопатологии в дооперационном периоде. В 24% случаев болевой синдром может иметь психогенный характер, при условии отсутствия соматогенной боли.
Из 39 пациентов, обследованных по поводу выраженного болевого синдрома в дооперационном периоде, у 51% (20 человек) отмечался симптом Штернберга («осторожного дотрагивания» до курковой зоны), причем данный симптом наблюдался у 100% пациентов с тревожно-депрессивным и обсессивно-фобическим синдромами. При клиническом обследовании из 39 пациентов с хроническим болевым синдромом, обусловленным невралгией тройничного нерва, в раннем послеоперационном периоде его регресс отмечался у 82% (32 человека).
При катамнестическом исследовании (продолжительностью более 1 года) было выявлено, что большинство пациентов (71% из 14 человек) определяли свое состояние как хорошее и удовлетворительное. Болевой синдром не выявлялся у 71% (10 человек) из 12 пациентов. 14% (2 человека) по-прежнему жаловались на периодические обострения болевого синдрома, еще 14% (2 человека) отметили рецидив болевого синдрома. Обследование психического состояния в 71% случаев (10 человек) не обнаружило изменений, в 14% (2 человека) нарушения носили эпизодический характер в виде невротических реакций в основном с тревожным, фобическим компонентом, и у 14% (2 человека) можно было расценивать состояние как тревожно-депрессивное.
Среди пациентов, не получавших психофармакотерапию, у 50% (8 человек) в течение года не отмечался рецидив болевого синдрома. У 8 пациентов (50%) отмечался регресс болевого синдрома, видимых психопатологических нарушений у этой группы пациентов выявлено не было. Вместе с тем у 4 пациентов при более длительной беседе отмечались эпизодические невротические реакции («чувство ожидания», «беспокойство о возможном возобновлении болевого синдрома» и т. д.).
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии» ИД «ПАНОРАМА».