Учетная политика является основным внутренним документом организации, который устанавливает порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Организации – исполнители государственного оборонного заказа разрабатывают способы учета хозяйственных операций в соответствии со специальным законодательством. В статье предложена методика формирования положений учетной политики по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации является одним из важнейших секторов экономики, который включает в себя производство военной и специальной техники, реализацию внутригосударственных программ по освоению космоса и развитию атомной энергетики. Теоретическую основу формирования учетной политики таких организаций составляют действующее федеральное законодательство, отдельные подзаконные акты и локальные акты организаций, регулирующие материально-экономическую сторону процесса выполнения, среди которых:
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
- Положение «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» и пр.
Учет государственного оборонного заказа
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности является одной из основных обязанностей головного исполнителя, исполнителя. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 утвердило всеобщий характер правил ведения раздельного учета для всех предприятий вне зависимости от порядка и способа ведения ими бухгалтерского учета.
Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по выполнению государственного оборонного заказа можно рассматривать как системный механизм сбора, хранения и обработки достоверной информации о структуре цены, перечне затрат, включаемых в себестоимость, прибыли для отражения на аналитических счетах учета и в специализированных формах отчетности.
Раздельный учет оборонного заказа
Раздельный учет – один из видов управленческого учета, регулируемого отдельными нормативно-правовыми актами, направленный на выполнение требований законодателя в части обоснования расходов целевых средств. В рамках такого учета предприятиям необходимо разработать и закрепить методологию специального ведения раздельного учета в рамках исполнения государственного оборонного заказа в своей учетной политике.
Действующее законодательство содержит требование о ведении раздельного учета. Его невыполнение запрещено под угрозой административного или уголовного наказания. Однако в части организации присутствуют и некоторые элементы принципа диспозитивности. Чтобы нивелировать риски, необходимо включить в учетную политику для целей бухгалтерского учета раздел или дополнить отдельным положением, регламентирующим раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Как правило, в случае проверки компетентными органами требование о предоставлении учетной политики организации с целью установления юридического факта ведения специального учета для предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, является первоначальным.
Бухгалтерский учет государственных контрактов
Для обеспечения наиболее полного и достоверного отражения учетно-аналитической информации по всем доходам, расходам и активам следует вести учет в рамках каждого государственного контракта. Если предприятие является исполнителем или соисполнителем, то детализацию необходимо вести в рамках каждого договора (контракта). Для этих целей в разрезе синтетических счетов учета необходимо ввести аналитику с указанием соответствующего идентификатора государственного контракта, договора (контракта).
Все бухгалтерские записи в аналитических регистрах совершаются на основании первичных учетных документов с обязательным указанием идентификатора государственного контракта, договора. Порядок взаиморасчетов, мониторинга сопровождаемых сделок по государственному оборонному заказу урегулирован Федеральным законом «О государственном оборонном заказе», указанием Банка России от 24.10.2019 № 5300-У «О критериях операций, приостанавливаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»». В рамках их выполнения все расчеты ведутся с использованием отдельных банковских счетов в опорном (уполномоченном) банке, который выполняет контролирующую функцию, или обеспечиваются казначейским сопровождением.
Еще одним проблемным вопросом является приостановление или отказ в проведении расходных операций по отдельному банковскому счету. Здесь также необходимо соблюдать принцип ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. В данном случае это означает, что исполнитель проводит расчеты с поставщиками по каждому отдельному договору до исполнения обязательств в полном объеме каждой стороной. Следует соблюдать требования законодательства в части указания в распоряжениях на оплату идентификаторов государственного контракта.
Ценообразование в государственном оборонном заказе
Вопрос ценообразования на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, является достаточно сложным, имеющим свои особенности. Калькуляция осуществляется в строгом соответствии с Положением № 1465, приказом Минпромторга № 334. Это позволяет минимизировать риск искусственного завышения цен и контролировать расход целевых бюджетных средств.
Производственная и полная себестоимость продукции, как правило, калькулируются прямым методом отнесения всех затрат на себестоимость единицы отдельного вида продукции по каждому контракту. Производственная себестоимость продукции определяется как сумма прямых и накладных (общепроизводственных и общехозяйственных) расходов. Полная себестоимость определяется как сумма производственной себестоимости и коммерческих (внепроизводственных) затрат, административно-управленческих расходов.
В себестоимость продукции включается согласованный процент накладных (общепроизводственных, общехозяйственных) расходов, который определяется как отношение накладных расходов, планируемых или в отношении которых имеется сложившийся факт, к базе распределения. В качестве базового показателя для распределения накладных расходов обычно выбирается основная заработная плата научных, инженерных и технических работников. Процент накладных расходов в рамках выполнения государственного оборонного заказа не должен превышать процент накладных расходов по предприятию, если для этого нет экономического обоснования и документального подтверждения.
Состав прямых и накладных расходов
Группировка прямых и накладных расходов в регистрах производится в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Прямые расходы организация включает в производственную себестоимость в полном объеме. Накладные расходы включаются в производственную себестоимость пропорционально базовому показателю. Факт произведенных расходов по каждому госконтракту детализируется в номенклатуре калькуляционных статей затрат. Рекомендуется применять типовой номенклатурный перечень прямых и накладных расходов.
Материальные расходы являются прямыми расходами, определяются как сумма затрат на сырье, основные и вспомогательные материалы, учитываются в аналитических регистрах в разрезе субсчетов в рамках отдельного государственного контракта. Все другие расходы организация должна списывать по правилам бухгалтерского учета, руководствуясь порядком определения состава затрат на производство оборонной продукции и пунктами соответствующих разделов учетной политики.
Определение финансового результата осуществляется по каждому государственному контракту, контракту. При применении затратного метода размер прибыли не должен превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат предприятия, при этом не может составлять менее 10% плановых собственных затрат.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».