Структура контрафактного рынка РФ

Структура контрафактного рынка РФ

Оборот рынка торговли контрафактом продукции известных в России составляет более 2,5 трлн руб. в год, в условиях экономических санкций его объем продолжает расти. Структура рынка нелегальной торговли позволяет прослеживать влияние на нее внешних торговых факторов, например, особенностей торговых отношений России с соседними странами. Подробнее – в нашем материале.

Основными подделываемыми категориями товаров на российском рынке контрафактной продукции являются одежда и обувь люксовых брендов, брендовые кроссовки, детские товары, косметика и парфюмерия, автозапчасти и др. В 2019–2021 гг. объем выявленного контрафакта одежды и обуви люксовых брендов составил 801 млрд руб., брендовых кроссовок – 212 млрд, детских товаров – 89 млрд руб.

Торговля контрафактной продукцией

За три года объем исследуемых категорий в целом остался на одинаковом уровне. Это означает, что данные категории товаров подделываются чаще всего в РФ. Самыми подделываемыми брендами на российском рынке являются:

  • из товаров класса люкс: JeanPatou’sJoy, RalphLaurenNotorious; NinaRicci, Gucci, DKNY;
  • из брендов: чаще всего Chanel и Louis Vuitton, Burberry, Christian Louboutin, Gucci, Rolex, Nike, Adidas;
  • из алкоголя: Jack Daniels, Smirnoff, Chateau L’evangile, Hennessy;
  • из техники: Apple, LG, Samsung.

Одни товары подделывают чаще, чем другие. Существуют факторы риска, повышающие вероятность появления контрафактной продукции. Это высокая ценность бренда, простота производства, заниженная стоимость товара и популярность.

Каналы реализации контрафакта

Контрафакт может происходить из любой точки планеты, но на протяжении многих лет признанным лидером по производству контрафактной продукции является Китай. Его доля, согласно международной статистике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляет 63,2% от всех подделок в мире.

В настоящее время, учитывая санкционное давление со стороны западных стран, происходит пересмотр торговых отношений между Россией и азиатскими странами. В связи с этим можно спрогнозировать, что в 2022 г. поступление контрафакта будет в основном из Китая, Турции, Киргизии, Индии, Ирана, Пакистана.

Контрафакт может распространяться как онлайн, так и офлайн. Ключевыми каналами реализации контрафактной продукции являются вещевые рынки, киоски, модные шоурумы, «островки» в торговых центрах (общий оборот продаж контрафактной продукции на них превышает 25 млрд руб). Доля контрафактной продукции в офлайн-торговле на малых вещевых рынках достигает 90% и занимает лидирующую позицию в сравнении с «островками» и торговыми павильонами, которые в сумме занимают до 60%. Доля онлайн-продажи составляет более 70%.

С 2019 г. можно заметить огромный скачок в онлайн-торговле контрафактной продукцией, который составил 206 млрд руб., по сравнению с 2021 г. Традиционная офлайновая розница продолжает оставаться основным каналом распространения контрафакта. Однако сеть Интернет в наши дни является мощнейшим каналом торговли контрафактом, этому способствует как популярность среди потребителей, так и санкции в торговых отношениях России.

Рынок контрафактной продукции

Основными причинами появления и распространения контрафактной продукции в России являются:

  • невысокий уровень потребительской культуры, проявляющийся в незнании и неумении получать необходимую информацию о товарах перед принятием решения об их покупке;
  • неспособность потребителей отличить оригинальный товар от контрафактного;
  • ценовой фактор, так как контрафакт стоит значительно дешевле;
  • низкая информированность населения о потенциальной опасности контрафакта;
  • недостаточный государственный контроль в отношении контрафактной продукции.

Есть несколько факторов распространения контрафакта в РФ.

  1. Соседство России с крупнейшим производителем контрафактных товаров – Китаем, протяженность границы с которого составляет 4209,3 км, и особенности торговых отношений России с Китаем в 2022.
  2. Открытость российских границ с государствами – членами ЕАЭС. Огромное количество контрафактных товаров попадает на территорию ЕАЭС через границы республик Кыргызстан и Казахстан. Возрастает риск, что товары-«нарушители» попадут на рынок России, минуя различные проверки. Влияние санкций на ЕАЭС может только усугубить проблему.
  3. Создание зон свободной торговли. Незаконные импортеры зачастую специально используют сложные маршруты в целях сокрытия реального происхождения груза или проведения различных манипуляций с контрафактной продукцией, к примеру, переклеивают маркировку, регистрируют юридических лиц для осуществления незаконного транзита товаров.
  4. Снижение уровня доходов населения. Согласно данным Росстата, с 2019–2021 гг. динамика реальных доходов населения неравномерна. В 2021 г. доходы снизились на 4,5%, в 2020 г. – на 3,3%, а в 2019 – выросли на 0,2%.
  5. Подорожание импортной продукции. Это обусловлено ростом курса иностранных валют и снижением курса рубля, в результате происходит неизбежный рост розничных цен на импортные товары, что негативно сказывается на поставках российских компаний материалов, оборудования и различных комплектующих.
  6. Отношение потребителей к контрафакту. Причины, которые побуждают потребителей осознанно приобретать контрафактную продукцию: желание приобрести подделку в качестве недорогой альтернативы оригиналу и стремление обладать каким-то определенным желаемым товаром. Большинство покупателей готовы пожертвовать качеством продукции, даже если оно заметно отличается от оригинала, в пользу более привлекательной цены.
  7. Рост контрафакта в сети Интернет. Онлайн-коммерция стала новым бизнесом для незаконных производителей, стремящихся обманным путем извлечь для себя максимальную выгоду.

Торговля контрафактом продукции стремительно развивается, а доля потребителей, сознательно приобретающих его, ежегодно растет. Изменение роли ЕАЭС в условиях санкций, происходящие процессы на рынке контрафактной продукции, его особенности и тенденции должны быть во внимании государства и правообладателей при создании антиконтрафактной политики в РФ.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *