Проблемы импортозамещения машиностроения в России

Проблемы импортозамещения машиностроения в России

Отечественные производители испытывают серьезные сложности с поставкой импортного оборудования, комплектующих и запчастей, вызванные наложенными на Россию экономическими санкциями. На фоне текущих событий особенно остро стоит вопрос импортозамещения машиностроения в России. Об эффективных мерах борьбы с проблемами поставки – в нашем материале.

Экономическая эффективность предприятия напрямую зависит от слаженности производственного процесса на всех этапах, начиная от поставки оборудования и материалов, заканчивая реализацией готовой продукции. На данный момент в России сложилась достаточно тяжелая ситуация для всех отраслей экономики и производства, связанных с иностранными технологиями и оборудованием.

Санкции включают в себя:

  • прямой отказ европейских поставщиков и производителей работать с российскими предприятиями;
  • проблемы с оплатой и доставкой необходимых запчастей;
  • проблемы с доставкой и оплатой расходных материалов и пр.

Из-за этих и ряда других причин многие предприятия оказались на грани остановки производства.

Проблемы импортозамещения в России

Такая ситуация чревата негативными последствиями и возникновением различных видов брака на производстве машиностроения и других на промышленных предприятий. В результате экономических санкций в отношении российских предприятий многие компании оказались на грани остановки производства. В сложившейся ситуации где можно заказать и технически грамотно интегрировать комплектующие изделия и необходимые материалы?

Можно вспомнить, например, как с прекращением поставок хлората натрия из Финляндии возникли определенные проблемы из-за невозможности произвести отбеливание бумаги. Тогда предприятиям ЦБП пришлось вводить срочные мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия, и на время поисков альтернативных поставщиков в России или дружественных странах на рынке появилась эко-бумага: из неотбеленной целлюлозы с характерным желтоватым оттенком. Естественно, найти замену в данном случае непросто, но в то же время эту сложность не сравнить с трудностями, возникающими при поиске запчастей, ЗИП и расходных материалов для станков, конвейеров и того подобного оборудования европейского производства.

Инструменты повышения эффективности предприятия в условиях санкций

В результате санкций экономическая эффективность производства предприятия многих российских компаний оказалась под угрозой. В связи с нарушением поставок могут возникнуть неприятные последствия:

  • нарушение обязательств по поставке товара заказчику, покупателю по внутрироссийскому контракту (если оборудование закупалось не для себя, а для других лиц) и, как следствие, – пени, штрафы, включение в РНП и др.;
  • нарушение обязанности по закрытию ведомости валютной операции ч.4.5. ст. 15.25 КоАП РФ (в случае невозврата валют в РФ или не поставки в РФ товара по внешнеторговому контракту).

Особенно остро вопрос импортозамещения стоит в машиностроении. Можно сказать, что роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения на сегодняшний является ведущей.

Руководитель отдела продаж и развития компании Engineering Experts Екатерина Усатова рекомендует обратить внимание на замещение поставок из Европы и США запчастями и комплектующими из Китая. Сегодня КНР является крупнейшим центром машиностроения. За последние 20 лет доля производимого Китаем оборудования выросла с 3% практически до 20%.

Мировая глобализация и динамика отраслевого развития диктуют новые правила, заставляя снижать издержки и переводить производства технологического оборудования из локальных зон в Китай, даже если речь идет о Hi-tech-сфере. Запчасти и расходные материалы к ведущим мировым брендам, с большой долей вероятности, уже не первое десятилетие производятся на территории Китайской Народной Республики.

Однако в работе с китайскими поставщиками могут возникнуть некоторые проблемы. Одним из основных инструментов повышения эффективности деятельности предприятия в данной ситуации является выход на надежного и прямого поставщика. То есть, важно миновать посредников и выйти на изначального производителя необходимых запчастей и комплектующих.

Поиск запчастей и комплектующих

Повышение эффективности предприятия обусловлено многими факторами, в частности, оно зависит от качества и цены комплектующих. Поэтому при выборе поставщика из КНР стоит обратить внимание на ряд важных аспектов. Во-первых, стоит тщательно изучить техническую документацию, сопровождавшую оборудование, запчасти и расходные материалы, а также размещенную в открытом доступе в интернете. В случае отсутствия технической документации необходимо использовать отраслевые порталы, которые зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны.

В связи с этим обоснованно возникает проблема, связанная с гарантиями производителя на использование деталей сторонних производителей. Современные условия развития производственной отрасли диктуют новые требования и задачи. Наиболее актуальные: где заказать и технически грамотно интегрировать комплектующие изделия так, чтобы не снизить показатели производства и не привести к простою оборудования.

Многие ресейлеры давно научились расшифровывать конечного производителя по кодам запчастей и «парт-номерам», выходя непосредственно на завод-изготовитель в Китае. Например, в упаковочных листах, поставляемых с оборудованием, можно увидеть коды запчастей, которые коррелируются с кодами производителя либо компании-изготовителя.

Если подобным путем выйти на производителя не удалось, то, во-вторых, на помощь может прийти поиск в интернете на профильных отраслевых форумах, где общаются китайские производители. Зачастую они упоминают то, с кем из известных компаний сотрудничают. Таким способом совсем недавно нашим клиентам удалось найти и приобрести запчасти для деревообрабатывающей линии европейского бренда в Китае, несмотря на то, что европейский производитель сотрудничать с российскими компаниями отказался.

В-третьих, для поиска по предприятиям Китая полезным оказывается иметь своего человека на месте, который непосредственно ездит по заводам и ищет производителей, необходимых головному офису в России. Многие заводы не скрывают, для кого они изготавливают запасные части, и нанять инспектора для проверки качества и количества выпускаемого товара не составляет никаких проблем.

И, хотя ситуация с европейскими производителями остается пока тревожной, рано или поздно эти кризисные времена минуют. А умение находить каналы импортозамещения машиностроения в России и работать с китайскими производителями напрямую в любом случае окажется полезным.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *