Развитие психиатрии привело к пересмотру организации оказания психиатрической помощи. Методы психотерапии стали чаще применяться там, где раньше единственным лечением были лекарства. Техники и приемы психологического консультирования для пациентов с тревожными расстройствами разнообразны. Одной из них является гештальт-терапия. Об использовании этого подхода для борьбы с тревожными расстройствами в психиатрических стационарах – в нашей статье.
В журнале «Вестник неврологии психиатрии и нейрохирургии» №9/ 2022 приведен полный текст статьи на эту тему, а также описание подхода к лечению в Научно-практическом психоневрологическом центре им. З. П. Соловьева.
Принципы гештальт-терапии
Гештальт-терапия является одним из методов экзистенциально-гуманистического направления. Ее скорее можно отнести к группе раскрывающих методов, в соответствии со сроками – к долгосрочным. Данный метод ориентирован на поддержку развития человека через пробуждение чувствительности к качеству присутствия в своей жизни. Реализация этой цели достигается путем решения двух основных задач: поддержки осознания того, как именно «здесь и сейчас» данный человек создает свой опыт; поддержки работы переживания – проживания боли, тревоги, напряжения, непрожитых чувств в отношениях.
В практике гештальт-терапии можно выделить несколько общих стратегических принципов, обеспечивающих терапевтическое воздействие.
- Концентрация на настоящем. Человека волнуют будущие события, возможно, его тяготит груз прошлого, но позаботиться о себе возможно лишь наблюдая за актуальными переживаниями. Именно в «здесь и сейчас» возможно найти творческое приспособление, разрешить волнующую ситуацию.
- Феноменологичность. Для гештальт-терапии характерно внимание к разнообразным проявлениям (феноменам) клиента и самого консультанта – чувствам, телесным ощущениям, фантазиям и т. д. Феномены описываются, а не объясняются. Концентрация на настоящем и феноменологичность тесно переплетаются друг с другом: «соединяя «здесь и сейчас» и феноменологию, клиент обнаруживает уникальность своего опыта, экзистенциальный смысл своего бытия».
- Диалогичность. Диалогические отношения предполагают взаимное уважение к уникальности другого и интерес к его непредсказуемой активности. Они включает в себя 3 компонента: присутствие, то есть размещение собственного опыта и феноменологии консультанта; включенность, то есть стремление консультанта включиться в опыт и феноменологию клиента; и приглашение к самому диалогу. Работа на границе контакта отличает гештальт-терапию от, например, психоанализа.
Гештальт-терапия при тревожных расстройствах
Тревога с позиции гештальт-терапии «сигнализирует» о незавершенных ситуациях (гештальтах), тех проблемах, которые человек не смог разрешить. Тревога понимается как прерванное аффективное возбуждение. Возбуждение – это чувственный импульс к действию, еще не приведенный в исполнение. Тревога не обязательно осознается и выражается пациентом, она может скрываться за стереотипными формами поведения (например, психосоматическими заболеваниями), способствующими избеганию осознавания. Появление тревоги у пациента является признаком прерывания контакта (с имеющимися потребностями). Понимание тревоги как прерванного аффективного возбуждения предполагает, что именно те пласты опыта, которые вызывают тревогу, должны быть в фокусе терапевтического взаимодействия.
На первом этапе работы с тревожными состояниями (в первую очередь, паническими атаками) в рамках гештальт-подхода в современной клинической психиатрии происходит ослабление тревоги у пациента. Это происходит через его научение «заземляться». При этом борьба с симптомом не ведется, потому что за симптомом стоят более глубинные проблемы, которые за ним маскируются. В связи с этим работа производится на основании системно-феноменологического подхода, а не симптоматического. Первоначально терапевт фокусируется на задаче «услышать» симптом, дать ему возможность «сказать», о чем он (феноменологический этап). В последующем работа проводится над смыслом – зачем он, какую потребность выражает (системный этап).
Важными этапами в терапии пациента будет осознание того, что за его тревогой и страхами стоят неосознаваемое экзистенциальные переживания такие как одиночество, страх смерти, потеря смысловой нагрузки жизни и проблемы с идентичностью. В перспективе происходит поиск других, несимптоматических способов удовлетворения потребностей человека.
Гештальт-терапия в стационаре
Психолого-психотерапевтическую помощь в условиях открытого психиатрического стационара можно условно разделить на 2 этапа:
- знакомство и установление контакта;
- лечебное взаимодействие.
На первом этапе совместной работы происходит знакомство, производится оценка тяжести нарушений – осуществляется так называемая «фоновая диагностика». В случае выявления большого напряжения в психоэмоциональной сфере используется так называемая «позитивная диагностика». В частности, применяется поиск поддержки, которой пользуется пациент, обсуждаются его интересы, будущие перспективы, зона успешности, опыт преодоления неудач, способы совладания со стрессом. Также оценивается степень готовности к психотерапевтическому взаимодействию.
При четко сформированном запросе пациента к психотерапевтической работе производится перевод запроса (патологических жалоб) в заказ (вектор желаемых изменений) и формирование так называемого «психотерапевтического контракта». Процедура заключения последнего обеспечивает проговаривание ожиданий со стороны пациента. Непродолжительные сроки лечения в стационаре обеспечивают возможность для пациента быстрее сформулировать имеющиеся проблемы – «незавершенные гештальты».
Отличительной особенностью психотерапевтического консультирования в рамках психиатрического стационара является использование симптомоориентированных методик. Данные техники выходят за рамки системно-феноменологического принципа гештальт-терапии. Их использование обусловлено такой проблемой современной психиатрии, как ограниченность по времени консультирования. Периодически работа с тревогой затрудняется в связи с выявлением у пациентов признаков алекситимии.
Техникой работы в психологическом консультировании в таких случаях является обращение к эмоциональному состоянию в режиме «здесь и сейчас», научению понимания имеющихся чувств. Научение пациентов новым адаптивным моделям поведения – большой шаг в развитии психиатрии. Ближе к окончанию лечения в стационаре пациенты начинают брать на себя ответственность за свое психоэмоциональное состояние, более свободно проявляют себя, создают план к достижению новых жизненных целей и начинают к нему путь.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии» ИД «ПАНОРАМА».