Во время болезни Альцгеймера происходят изменения внутри клеток головного мозга, причем не только в нейронах, но и во вненейрональных тканях, в том числе лейкоцитах. Уровни спонтанной и индуцированной окислительной модификации белков и величина резервно-адаптационного потенциала являются маркерами окислительного стресса. В статье представлено исследование, показывающее взаимосвязь длительности заболевания с накоплением карбонильных дериватов в плазме крови.
В 60-70% случаев приобретенное слабоумие в старческом возрасте является результатом болезни Альцгеймера. Несмотря на долгий период изучения заболевания, в клинической психиатрии остаются вопросы. До сих пор не разработана единая упорядоченная концепция патогенеза, не существует эффективных методов профилактики и лечения. При этом установлено, что патологические отклонения на молекулярном уровне возникают за 5–10 лет до первых клинических проявлений деменции.
Причины и признаки развития болезни Альцгеймера
Изучение биохимических процессов, протекающих в тканях головного мозга при нейродегенерации, а также поиск аналогичных изменений во вненейрональных тканях, доступных для прижизненной диагностики, является актуальным направлением в современной клинической психиатрии.
Развитие БА сопровождается нарастанием окислительного стресса (ОС) в тканях головного мозга и, как следствие, клетках, так или иначе контактирующих с ними. При нейродегенерации происходит чрезмерная продукция активных форм кислорода (АФК), обладающих высокой реакционной способностью, которые вступают во взаимодействие с основными макромолекулами клеток – белками, липидами, нуклеиновыми кислотами. При этом антиоксидантные возможности нейронов крайне ограничены, что является большой проблемой в современной психиатрии.
Окислительная модификация белков (ОМБ) является одним из наиболее ранних проявлений повреждающего действия АФК на макромолекулы клетки. Накапливающиеся при этом продукты устойчивы и доступны для лабораторного определения. Карбонильные производные были обнаружены в амилоидных бляшках и нейрофибриллярных сплетениях при БА, их уровень существенно превышал таковой у пациентов тех же возрастных групп без признаков нейродегенерации.
Так как многие биохимические отклонения, имеющие место в тканях головного мозга при БА, коррелируют с аналогичными изменениями в других тканях, изучение уровня ОМБ в периферической крови актуально для современной терапии в психиатрии и неврологии с точки зрения оценки и мониторинга степени выраженности ОС в центральной нервной системе.
Уровень карбонилирования белков плазмы и лейкоцитов
Объектом исследования в рамках данной статьи стали плазма, полиморфноядерные (пМЯЛ) и моноядерные (МЯЛ) лейкоциты крови, полученные от пациентов, страдающих БА. Для исследования была сформирована группа из 25 пациентов. Средний возраст пациентов составил 72,6 ± 10,6 лет, среди них 9 мужчин и 16 женщин. В зависимости от длительности заболевания пациенты были разделены на три подгруппы:
- 1–3 года (n = 8, средний возраст 63,6 ± 5,4 лет);
- 3–5 лет (n = 8, средний возраст 74,6 ± 7,9 лет);
- 5–10 лет (n = 9, средний возраст 78,8 ± 8,5 лет).
От пациентов была однократно натощак получена кровь. Из отмытых осадков лейкоцитов были получены лизаты, которые использовали для определения биохимических показателей.
Суммарный уровень продуктов карбонилирования белков плазмы крови пациентов с длительным течением БА (5–10) лет существенно превышает аналогичный показатель у больных группы 1–3 года (0,024 у.е/г белка и 0,0065у е/г белка соответственно, p <0,05). В лизатах фракционированных лейкоцитов степень накопления продуктов ОМБ также имеет тенденцию к повышению см срока заболевания, но не имеет статистически достоверных отличий.
С течением БА отмечается существенное снижение РАП плазмы крови. У пациентов с длительным течением БА (5–10 лет) РАП в 4 раза ниже, чем у пациентов с начальной стадией БА (1–3 года). РАП пМЯЛ не имеет статистически достоверных отличий в группах с различной длительностью течения БА. Продолжительность существования МЯЛ несколько выше – от нескольких месяцев до нескольких лет. Динамика изменения РАП в МЯЛ не имеет статистической достоверности, однако наблюдается следующая тенденция: у пациентов с длительностью течения БА 5–10 лет РАП МЯЛ в 1,5 раза ниже, чем у пациентов с начальной стадией.
Наиболее существенный вклад в нарастание уровня ОМБ с течением заболевания вносят именно карбонильные производные нейтрального характера, в то время как доля дериватов основного характера возрастает менее значительно. Течение БА не сопровождается существенным повышением уровня ОМБ в МЯЛ и особенно в пМЯЛ. Для пМЯЛ это может быть объяснено недолгим сроком жизни клеток, а также особым статусом прооксидантных процессов: генерация АФК является одним из механизмов проявления защитного действия этих лейкоцитов в отношении фагоцитированных частиц. В МЯЛ же подобная тенденция, вероятно, связана с активизацией работы антиоксидантных систем, частичной адаптацией их к постепенному нарастанию ОС, который неизбежно усиливается при прогрессировании заболевания.
Недавние исследования показали, что повышенная восприимчивость к ОС лимфоцитов у пациентов с БА коррелирует с тяжестью деменции. Снижение РАП плазмы, в меньшей степени лейкоцитов, подтверждает истощение адаптационно-приспособительных возможностей крови при БА, вероятно, в результате существенного снижения работы антиоксидантных систем плазмы и многоядерных лейкоцитов.
В научных статьях по психиатрии и неврологии журнала «Вестник неврологии психиатрии и нейрохирургии» описано много достижений современной медицины, в том числе в сфере организации оказания психиатрической помощи, лечения сложных возрастных и наследственных заболеваний. Болезнь Альцгеймера до сих пор имеет много неразрешенных вопросов, но наука не стоит на месте, и результаты новых работ помогают оказывать более эффективную помощь пациентам.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии» ИД «ПАНОРАМА».