Система обязательной маркировки товаров

Система обязательной маркировки товаров

В России действует несколько типов обязательной маркировки товаров, которые используются для логистических операций или подтверждают качество, безопасность и подлинность товара. Некоторые из них могут предназначены для потребителя, другие применяются в основном в работе производств, складов и магазинов. В статье представлены шесть основных типов маркировки товаров.

Упаковка и маркировка продуктов сегодня является неотъемлемой частью производства в самых разных отраслях экономики. К 2024 году Правительство РФ планирует охватить всю производимую и импортируемую продукцию тотальной маркировкой. Это позволит добросовестным поставщикам занять конкурентоспособное место и защитить потребителей от фальсификата и контрафакта.

Обязательная маркировка товаров средствами идентификации

Оптимизация работы с надзорными органами дает возможность пожаловаться обманутому покупателю на нарушение качества торговли, это прежде всего касается маркировки кодом Data Matrix. Но есть и другие типы маркировки, которые присутствуют на рынке уже давно, имея свою информативность для потребителя. При этом нередко они воспринимаются покупателями как непонятные обозначения.

Маркировка нацелена на подтверждение качества продукции и представляет собой нанесение контрольно-идентификационного знака (КиЗ), номера или текста на упаковку, ярлык, этикетку или тару. Каждый КиЗ несет определенные сведения для потребителя, которые зависят от его типа маркировочного знака или кода.

Знаки маркировки продукции

Data Matrix. Код маркировки – это определенная последовательность символов, состоящая из нескольких частей. Коды маркировки в виде Data Matrix наносятся на сам товар или упаковку в рамках национальной системы маркировки и прослеживания товаров из разных категорий «Честный знак». Представляют собой черно-белые иконки квадратной формы. Data Matrix содержит код маркировки, по которому в базе данных «Честного знака» можно найти всю информацию. Код считывается как специальным сканером, так и приложением на телефоне от оператора маркировки.

Информация, содержащаяся на двумерном коде, доступна широкому кругу потребителей более детально, чем просто подтверждение качества и безопасности товара.

Статусы в приложении «Честный знак» могут отличаться друг от друга в зависимости от результата – положительного или с нарушениями. В случае сомнений или несоответствия информации на упаковке товара и в коде Data Matrix можно подать жалобу, не выходя из приложения. После модерации жалоба пойдет в контрольно-надзорные органы без передачи персональных данных.

В единой системе маркировки товара этим знаком участвуют:

  • табак;
  • обувь;
  • некоторые лекарства;
  • духи;
  • фотоаппараты;
  • шины;
  • легкая промышленность;
  • шубы.

Маркировка всех продуктов питания не обязательна, но некоторые продукты (например, молочные, питьевая вода) участвуют в программе в рамках эксперимента или на постоянной основе.

Производственная маркировка. Закон от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», ТР ТС 022/2011 с изменениями от 14.09.2018, ГОСТ Р 51074–2003 обязывают производителя информировать покупателя о различных характеристиках товаров. Производственная маркировка бывает нескольких видов: этикетка, кольеретка, вкладыш, бирка, ярлык, контрольная лента, клеймо или штамп.

Информация для потребителя, которая должна содержаться на этикетке:

  • наименование товара – допускается короткое описание его назначения;
  • название производителя/импортера/поставщика и его юридический адрес;
  • сорт и вес в определенных группах товаров;
  • дата изготовления и срок хранения;
  • указание даты упаковки или фасовки без даты изготовления является грубым нарушением;
  • для пищевых продуктов – энергетическая ценность (белки/жиры/ углеводы/калорийность), состав;
  • (по порядку от продукта с наибольшим содержанием к наименьшему);
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила безопасного и эффективного использования при необходимости;
  • информация об обязательном подтверждении соответствия товаров при необходимости.

Другие знаки маркировки продуктов и товаров

ЕАС. Продукты, подлежащие маркировке этим знаком: пиротехнические изделия, средства индивидуальной защиты, продукция для детей и подростков, игрушки, парфюмерно-косметическая продукция, продукция легкой промышленности, низковольтное оборудование, пищевая продукция, соковая продукция из фруктов и овощей, масложировая продукция, диетическое, лечебное и профилактическое питание, мебельная продукция, табачная продукция.

В текущих международных реалиях, идя навстречу бизнесу, ФТС РФ отменила требование о наличии маркировки EAC на момент таможенного оформления. Теперь импортер может нанести EAC после таможенного оформления, например, у себя на складе, но до поступления товара в розничную продажу.

Штрихкод. На товаре практически всегда присутствует штрихкод. Он используется для маркировки продуктов питания, одежды, мебели, электроники и множества других товаров. В большинстве случаев это графическое изображение содержит закодированные буквы и цифры, необходимые для бизнеса, а не для конечного потребителя. Прочитать такой код без специального оборудования практически невозможно. Применяется он для автоматизации процессов в торговле, на складах, в охране (для учета перемещения людей) и библиотеках.

QR-код. QR-код потребителям легко спутать с кодом обязательной маркировки Data Matrix. Но основное назначение первого из них – это шифровка информации для бизнеса или других неторговых направлений деятельности. QR-код в ретейле – это просто обновленная версия штрихкода, более удобная и с возможностями кодирования большего объема информации. Таким образом, QR-код используют в качестве альтернативы штрихкоду для торговли, производства и логистики.

Контрольно-идентификационные знаки, RFID-метки и чипы. Этот способ используется исключительно предпринимателями и содержит серийные глобальные идентификационные номера. Это может быть, например, маркировка пищевой продукции, книг, одежды. Перед остальными видами маркировок у него есть ряд преимуществ. Но для потребителей RFID-технологии будут неинформативны ввиду сложности считывания сведений с меток.

Система обязательной маркировки товаров – важный проект, направленный на заботу о благополучии населения. Можно рассчитывать, что в ближайшие годы каждый покупатель сможет отследить путь любого продукта от момента его производства и до доставки лично в руки.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер. Управление промышленным производством» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *