Практически каждый человек является участником дорожного движения, а потому обеспечение безопасности и эффективности дорожного движения является принципиально важной задачей. Для предотвращения случаев засыпания за рулем и повышения работоспособности водителя в сельскохозяйственной отрасли было разработано специальное устройство. Подробнее – в нашей статье.
Законодательство рассматривает безопасность дорожного движения как степень защищённости участников от ДТП и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие с точки зрения закона – это действие, случившееся во время движения по дороге любого транспортного средства или при его участии, которое привело к смерти или ранению людей, повреждению транспортных средств, сооружений или был причинён какой-либо имущественный ущерб собственности. Ответственность за ДТП нередко ложится именно на водителя транспортного средства.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Соблюдение ПДД контролируется Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения, однако это не отменяет личную ответственность каждого водителя, который должен быть предельно заинтересован в собственной безопасности и безопасности окружающих. Человеческий фактор является основной причиной дорожно-транспортных происшествий. Объяснением этому служат ошибки самого водителя, который не учел обстоятельства, не предусмотрел или преднамеренно нарушил правила безопасности.
Опасное действие водителя, в том числе и транспортного средства сельскохозяйственного назначения, может быть следствием как одной причины, так и нескольких, которые сводятся к четырем группам: «не умеет», «не хочет», «не может» и «не обеспечен».
Первые три группы причин обусловлены индивидуальными и личностными качествами водителя, но особый интерес представляет четвертая группа «не обеспечен». К этой категории относятся случаи, когда водитель не исполняет предписанное действие из-за необеспеченности его приборами, информацией, а также необходимыми средствами от засыпания и для повышения работоспособности и внимательности за рулем транспортного средства.
Существует несколько причин засыпания за рулем. Главный фактор при неожиданном засыпании – это переутомление, недосыпание или «невыспанность» из-за поверхностного, неглубокого сна. Некоторые люди склонны засыпать после того, как плотно поели, также очень влияет нарушение биоритмов человека.
Система поддержания работоспособности водителя
Для повышения работоспособности и внимательности водителя за рулем транспортного средства сельскохозяйственного назначения в период повышенной нагрузки предлагается устройство, которое содержит (см. рисунок):
- две диафрагмы со сквозными отверстиями;
- сменные линзы (прозрачные и затемненные) соответствующих диоптрий;
- дужки с заушинами и средство крепления диафрагм, выполненное в виде одной детали, представляющей собой узкую полосу упругого материала П-образной формы.
Диафрагмы со сквозными отверстиями, а также линзы соответствующих диоптрий закрепляются на средстве крепления с помощью двух скоб и гаек, что позволяет диафрагмам и линзам взаимно перемещаться вдоль средней части полосы П-образной формы. Заушины выполнены в виде отдельных элементов, снабженных прорезями с выдавками, посредством которых они могут крепиться на концах дужек с возможностью перемещения вдоль них. Носовые упоры из пластмассы закреплены на расположенных ближе к оси симметрии универсального устройства нижней части диафрагмах с линзами. К средству крепления в ее центральной части присоединены проволоки с загибами их верхних концов, которые прилегают к расположенным ближе к оси симметрии универсальных очков верхней части диафрагмам с линзами.
К нижним концам проволок прикреплена полая цилиндрическая трубка из упругого синтетического материала, заполненная раствором душицы или эфирных масел хвои. В стенках этой трубки имеются сквозные отверстия, покрытые слоем наполнителя из пористого материала, поверх которых нанесена клейкая лента, препятствующая неконтролируемому испарению раствора душицы или эфирных масел хвои, устраняющего причину засыпания за рулем.
Размеры трубки выбирают из условия безопасности и комфортного размещения наполнителя под носом оператора транспортного средства сельскохозяйственного назначения. Использование клейкой ленты позволяет открывать часть или все сквозные отверстия трубки с возможностью дозирования поступления паров раствора душицы или эфирных масел хвои к носу водителя во время дорожного движения.
Повышение работоспособности водителя
Предлагаемое устройство рекомендуется для использования оператором транспортного средства сельскохозяйственного назначения в качестве очков-тренажеров для коррекции зрения и от засыпания за рулем. При этом пользователь индивидуально производит перемещение диафрагм или линз с целью регулировки расстояния между носовыми упорами, межцентрового расстояния, а также длины дужек за счет перемещения заушин. Такие регулировки позволяют использовать это устройство водителями разного возраста и комплекции.
Регулярное применение диафрагм со сквозными отверстиями по 30–40 мин в день позволяет снимать излишнее напряжение глазных мышц. После тренировки глаз с помощью диафрагм со сквозными отверстиями вместо их с помощью скоб и гаек устанавливаются сменные линзы (прозрачные или затемненные) соответствующих диоптрий. Поступающий с возможностью дозирования к носу оператора транспортного средства раствор душицы или эфирных масел хвои способствует повышению его работоспособности и внимательности путем снятия состояния утомления, а также предупреждения от засыпания за рулем и уменьшения вероятности риска дорожно-транспортного происшествия.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный агроном» ИД «ПАНОРАМА».