В начале 1990-х годов большинство государственных ветеринарных учреждений Иркутской области были сокращены. После восстановления закрытых учреждений было проведено масштабное реформирование ветеринарной службы отрасли, в рамках которой были введены платные ветеринарные услуги. За счет оказания платных ветеринарных услуг в 2017– 2019 гг. ФГБУ СББЖ Иркутской области в виде внебюджетного финансирования получено 1295,3 млн руб.
В рамках проведенной реформы были расширены полномочия ветеринарных учреждений. К перечню бесплатных были добавлены платные ветеринарные услуги. Специалистами Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Восток ФГБУН «Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий» РАН были проведены исследования развития государственных ветеринарных учреждений, проанализирована их работа. Результаты исследования были представлены в журнале «Ветеринария сельскохозяйственных животных» 08/2022.
Нормы и правила платных ветеринарных услуг
Правовое регулирование платных ветеринарных услуг регламентировано распоряжением Совета Министров Российской Федерации от 30 октября 1991 г., в котором разрешено осуществление этих услуг в государственных ветеринарных учреждениях. Министерство сельского хозяйства РФ по согласованию с Министерство экономики и финансов РФ 28 января 1992 г. утвердило перечень платных и бесплатных ветеринарных услуг.
Оказание платных ветеринарных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Иркутской области, регулируется следующими федеральными нормативными правовыми документами:
- Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4749-1 «О ветеринарии» (в редакции от 01.07.2011 с изменениями от 04.06.2014);
- перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (утв. МСХ РФ 20.01.1992 № 2-27-145);
- постановление об оказании платных ветеринарных услуг (утв. Правительством РФ от 06.08.1998 № 898 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 16.04.2001 № 295, от 25.09.2003 № 596, от 14.12.2006 № 767);
- методика расчета платы за оказание платных услуг (утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23.06.2010 № 229);
- рекомендуемый перечень и рекомендации по формированию расценок на платные ветеринарные работы (услуги), выполняемые учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (одобрен на заседании секции «Ветеринария» научно-технического совета МСХ РФ, протокол от 11.06.2014 № 31);
- прейскурант цен на платные ветеринарные услуги, оказываемые федеральные государственными ветеринарными учреждениями Сибирского федерального округа: методическое пособие (утв. ученым советом ИЭВСиДВ СО РАСХН, протокол № 2 от 26.02.2014).
Порядок формирования платных услуг
В условиях рыночной экономики ветеринарные мероприятия должны обладать не только специфической эффективностью – профилактической, лечебной, противоэпизоотической, но и высокой экономической, то есть быть экономически выгодными и финансово-окупаемыми как для предприятий животноводства всех форм собственности и владельцев животных, так и для ветеринарных учреждений и частнопрактикующих ветеринарных врачей.
Каждая государственная ветеринарная клиника при определении расценок на платные ветеринарные услуги должна учитывать оплату труда, стоимость материалов, начисления на заработную плату, амортизационные отчисления, накладные расходы и уровень рентабельности от 30 до 35%, уплату налога на добавленную стоимость. Также необходимо учитывать такие факторы, как региональные различия в финансировании, в том числе оплате труда, особенности ветеринарного обслуживания животноводства и другие условия.
Оказание платных ветеринарных услуг
На основе требований федеральных нормативно-правовых документов специалистами научно обоснованы и разработаны региональный перечень и прейскурант цен, регламентирующий платные ветеринарные услуги на территории Иркутской области. По данным статистики учреждений государственной ветеринарной службы Иркутской области, только в 2019 г. на основе платных услуг ветеринарными специалистами было принято 18 936 голов сельскохозяйственных животных разных видов.
В предложенном учеными прейскуранте цен на оказание платных ветеринарных услуг подразделены манипуляции по видам животных:
- крупный рогатый скот;
- свиньи;
- лошади;
- мелкий рогатый скот;
- сельскохозяйственная птица;
- кролики.
В прейскуранте по обслуживанию сельскохозяйственных животных всего 217 видов услуг. В перечне и прейскуранте цен на платные ветеринарные услуги для мелких домашних животных разработаны услуги по 48 подразделам, включающим 539 видов услуг. Также рекомендованный прейскурант платных ветеринарных услуг включает 94 подраздела, содержащих 835 видов платных ветеринарных услуг, направленных на диагностику и исследование животных. Наибольшее количество услуг приходится на диагностические исследования биоматериала от разных видов животных, а также при племенной продаже животных, для участия в культурно-зрелищных мероприятиях и экспорте.
Раздел «Ветеринарно-санитарная экспертиза животных» состоит из 34 подразделов (всего 219 видов услуг), в которых представлены цены на экспертизу продукции животноводства по видам сельскохозяйственных животных, рыб, пчел и продукции от них (молоко, соленья, сыры, яйца, мед и др.), а также экспертизу продукции растительного происхождения (фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи, семечки, зерно, крупы, муки, консервы и др.).
Перечень и цены на платные ветеринарные услуги разрабатывали на основе себестоимости оказания платной услуги с учетом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями государственного задания, а также с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению «расчет нормативных затрат на оказание платной услуги».
Получатели ветеринарных услуг
В ходе исследования было проведено анкетирование и анализ мнений пользователей ветеринарных услуг. Наиболее актуальными видами ветеринарной помощи, которыми пользуются респонденты, остаются:
- лечебная помощь (68,1%);
- профилактические вакцинации (58,6%);
- приобретение ветеринарных препаратов (45,5%);
- приобретение товаров для животных (40,6%).
Второй год подряд отмечается тенденция роста числа респондентов, которые узнают об услугах ветеринарных служб через Интернет – 47,1% (42, % в 2019 г.). Большинство респондентов удовлетворяет график работы ветеринарных учреждений (84%). Организация приема посетителей в целом удовлетворяет большинство респондентов (84,6%).
По результатам исследования можно сделать вывод: внедрение платных ветеринарных услуг в государственных ветеринарных учреждениях Иркутской области явилось существенным дополнительным источником финансирования ветеринарных учреждений. За счет оказания платных ветеринарных услуг в 2017– 2019 гг. ФГБУ СББЖ Иркутской области в виде внебюджетного финансирования получено 1295,3 млн руб., или по 431,8 млн руб. в год. Большая часть доходов приходится на оплату труда – 35,5%, приобретение ветеринарных препаратов и расходных материалов – 35,7%.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Ветеринария сельскохозяйственных животных» ИД «ПАНОРАМА».