Психические нарушения после перенесенного COVID-19

Психические нарушения после перенесенного COVID-19

У современной неврологии по-прежнему нет ответа, почему неврологические и психические симптомы у одних пациентов, перенесших COVID-19, выражены сильнее, а у других отсутствуют, кто попадает в группу риска и какова предположительная длительность симптомов. В статье представлен анализ клинического случая развития психиатрических осложнений у пациента с COVID-19.

Механизмы поражения мозга после заражения коронавирусной инфекцией также недостаточно изучены. Иногда поражения вызваны катастрофически чрезмерной реакцией иммунной системы на вирус, в других случаях – несоразмерным тромбообразованием и осложнениями медикаментозной терапии. Наиболее достоверным источником информации об особенностях протекания болезни для выбора подходящей схемы лечения является обширная база клинических случаев. Исследование, посвященное обзору одного из таких случаев, было опубликовано в журнале «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии» № 3/2021.

Психические заболевания после COVID-19

В рамках исследования был разобран клинический случай COVID-19 пациента Н. в возрасте 57 лет. Пациент имеет два высших образования, ранее в психиатрических больницах лечение не проходил. До 50 лет злоупотреблял алкоголем, на протяжении последних 7 лет перестал злоупотреблять, примерно за полгода до заболевания стал выпивать ежедневно по 50–100 г водки за ужином. Также в анамнезе бронхиальная астма с 2013 г., атеросклероз с преимущественным поражением сосудов сердца, приступы фибрилляции предсердий, гипертоническая болезнь. В июне 2020 г. перенес черепно-мозговую травму, после которой отмечались головокружение и тошнота в течение недели.

Клинический случай COVID-19

В конце октября 2020 года Н. заболел коронавирусом и лечился от вирусной пневмонии в стационаре до 17.11.2020. В процессе лечения он получал следующую терапию: цефтриаксон, ципрофлоксацин, фраксипарин, дексаметазон, авифавир и метронидазол.

Через два дня после возвращения домой из стационара у пациента остро изменилось психическое состояние: нарушился ночной сон, отмечалось психомоторное возбуждение, появилась агрессия при несогласии с ним; 9 часов подряд рассказывал теще о своей жизни и необычных способностях, при попытке остановить его гневно кричал, пытался выбросить ноутбук в окно, говорил, что его «озарило», получил «откровение свыше», он «должен разорвать порочный круг», валялся в снегу, прижимался к деревьям; «видел знаки и символы», понятные только ему.

В итоге пациент Н. был госпитализирован в частную клинику с диагнозом «органическое психотическое расстройство». 23.11.2020 проведена МСКТ головного мозга, выявлены КТ-данные умеренной наружной гидроцефалии. 05.12.2020 проводилась повторная КТ головного мозга. Очаговых изменений в ткани головного мозга выявлено не было. 08.12.2020 пациент Н. из частной клиники был доставлен бригадой СМП в психосоматическое отделение городской больницы с диагнозом:

  • повторные пароксизмы наджелудочковой тахикардии, не купирующиеся;
  • нестабильная гемодинамика;
  • органическое полиморфное психотическое расстройство.

При поступлении в городскую больницу психический статус был нарушен, хотя и отмечалась положительная динамика относительно госпитализации в частную клинику (фон настроения ровный, больной был правильно ориентирован в собственной личности и в месте). После улучшения соматического состояния больного и подбора терапии по психическому статусу 16.12.2020 переведен в психиатрическую больницу для дальнейшего лечения в рамках современной терапии в неврологии и психиатрии.

Особенности лечения COVID-19

В частной клинике Н. получал следующее лечение:

  • р-р хлорида натрия 0,9 % 500 мл,
  • мексидол 2 мл,
  • милдронат 500 мг,
  • тиамина бромид 5% р-р 2 мл,
  • пиридоксина гидрохлорид 5% р-р,
  • рибоксин 10 мл — в/в кап,
  • лозап 50 мг утром,
  • конкор 5 мг утром,
  • амлодипин 5 мг вечером,
  • тромбо АСС 100 мг вечером.

В городской больнице:

  • эналаприл 10 мг 2 р/д,
  • ацетилсалициловая кислота 500 мг,
  • метопролол 100 мг,
  • омепразол 20 мг,
  • индапамид 2,5 мг,
  • гепарин 5 тыс. МЕ/мл.

Проводились следующие инструментальные исследования:

  • ЭКГ (08.12.2020): отклонение электрической оси сердца влево. Удлинение электрической систолы желудочков;
  • КТ органов грудной полости (18.12.2020): КТ картина более характерна для разрешения и частичного рассасывания двусторонней полисегментарной пневмонии. Вовлечение паренхимы 10–20% – динамический септальный фиброз легких.

У пациента после перенесенного COVID-19 были выявлены снижение умственной работоспособности, критических и прогностических возможностей, интеллектуальной сферы. Отмечалась повышенная истощаемость психических процессов, трудности вербализации своих решений.

В соответствии с нормами современной клинической психиатрии в клинике было проведено следующее лечение: Рисперидон 2 мг 2 раза в сутки перорально утром и вечером, Тригексифенидил мг 2 раза в сутки перорально утром и вечером; таб. Умифеновир 200 мг 4 раза 7 дней перорально, таб. Ксарелто 20 мг вечером перорально; Омепразол 20 мг утром; Бисопролол 2,5 мг утром. Нейрокс (2 мл) внутримышечно раз в день — 10 дней. Пиридоксин гидрохлорида раствор для инъекций 5 % по 2 мл внутримышечно 10 дней, чередовать с тиамина хлоридом раствор для инъекций внутримышечно 1 раз в сутки. Продолжительность 10 дней. Идринол 250 мг 2 раза 20 дней.

В результате проведенного обследования был вынесен заключительный клинический диагноз: бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи со смешанными заболеваниями токсического, сосудистого, посттравматического генеза (F06. 28). Выписан домой 23.12.2020 под наблюдение врача-психиатра по месту жительства.

Анализ психических нарушений после COVID-19

Психические нарушения развились у пациента на 27-й день от начала заболевания, на фоне нормализации состояния после окончания массивной этиотропной терапии. Можно предположить предшествующее вирусной пневмонии формирование у пациента психоорганического синдрома на основе известного анамнеза – злоупотребление алкоголем, ЧМТ, атеросклероз, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма.

Присоединившаяся инфекция COVID-19, а также неспецифическое поражение печени, сопровождающееся существенным повышением активности печеночных энзимов, вызвала симптоматический психоз в виде гневливой мании с формированием бредовых идей величия. На фоне ухудшения соматического состояния развился транзиторный психоз в виде рудиментарного делирия в вечернее и ночное время.

Таким образом, симптоматика этого случая может рассматриваться как психотическое осложнение психоорганического синдрома под влиянием внешних вредных физических воздействий – инфекции COVID-19 и массивной медикаментозной терапии в рамках лечения коронавируса. Особенностью случая является отложенный характер психоза, проявившегося в период выздоровления на фоне продолжения противовирусной терапии.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *