Обучение безопасности производства в цифровых системах является обязательным атрибутом деятельности любого современного предприятия. Действия обучаемых при работе с такими системами должны сводиться к минимуму и быть интуитивно понятными. В статье представлены ресурсы цифровой системы обучения безопасности производства и способы взаимодействия с ними.
Пользователи цифровой системы обучения безопасности производства (ЦСО БП) относятся к трем группам: сетевые администраторы, ответственные за обучение и обучаемые. Ресурсы организованы в виде модульного функционала, обеспечивают необходимую производственную гибкость, оперативное сопровождение, незаметное для обучаемых, и представлены в модулях «Подготовка» и «Аттестация». Режимы инструктажа, подготовки и аттестации обучаемого работника выделены в отдельные циклы с регистрацией при доступе персональных данных. Цифровые технологии безопасности и их режимы могут выполняться на смартфоне.
Цифровые системы безопасности
При входе в систему управления необходимо ввести ФИО, наименования Целевой системы и группы инструктируемых из выпадающих списков (рис. 1). Также назначается время ответа на вопрос, выбирается один из режимов цифрового инструктажа на предприятии: «Режим контроля знаний» или «Режим просмотра вопросов», назначается номер вопроса для продолжения инструктажа в пределах числа вопросов, сформированных для данной группы инструктируемых, для режима контроля знаний промышленной безопасности назначается режим «Формировать ведомость и протокол инструктажа».
В экранной форме «Обоснование правильного ответа», появляющейся после выбора ответа, помещен текст, соответствующий тексту пункта нормативного документа, по которому составлен вопрос. При инструктаже в режиме контроля знаний учитываются результаты только первых ответов на вопросы.
Цифровой вариант не отменяет традиционные формы инструктажа, проводимые инженером по промышленной безопасности на предприятии, и способствует наиболее полному и глубокому усвоению материала.
Аттестация сотрудников на предприятии
Подготовка для аттестации по системе безопасности производится в одном из двух следующих режимов: в режиме контроля знаний и в режиме просмотра вопросов. Вход в цифровой режим аттестации работника сопровождается вводом своих ФИО, наименования Целевой системы и наименования группы, по которым он обучался, и номера варианта аттестации (рис. 2).
Ответы на предъявленные вопросы перед каждым появлением на экране сортируются случайным образом. По истечении времени ответ засчитывается как неправильный, система переходит к следующему вопросу. Фиксируется дата начала и дата и время окончания аттестации работника, а также общее время, затраченное на аттестацию, которые отражаются в рабочей документации. По результатам аттестации формируются ведомость и индивидуальный протокол аттестации по основам цифровой безопасности.
Интерфейс программы
Применяемый интерфейс отличается простотой, обеспечивает легкость его изучения и использования с предоставлением доступа к санкционированному перечню функциональных возможностей и предъявлением обучаемому экранных образов с учетом их смыслового значения и логической взаимосвязи в минимальном объеме. При последовательном раскрытии диалоговых окон на экране находится только нужная часть информации. При вводе сведений и данных обучаемый однократно вводит минимальную информацию при ее многократном применении в дальнейшем с использованием значений по умолчанию.
- Чтобы исключить ввод некорректных сведений, предусмотрены:
- управление выбора из выпадающего списка
- прокрутка числовых значений в установленных диапазоне и формате
- сохранение и предъявление ранее введенных однотипных сведений.
Для устранения печатных или моторных ошибок осуществляется проверка действий обучаемого промышленной безопасности на предприятии перед подтверждением выполнения действий, не используются по умолчанию небезопасные кнопки, исключена возможность установки на них фокуса при автоматическом перемещении по элементам экранных форм.
Каждое действие сопровождается реакцией программного обеспечения – визуальной или звуковой. Обучаемый не должен запоминать информацию при переходе от одного диалогового окна к другому. Интерфейс предъявляет необходимую информацию при сопровождении действий на разных уровнях и поддерживает средства контекстно-зависимой структурированной справки.
Система электронной документации ЦСО БП и помощи пользователю на предприятии обеспечивают появление только необходимых лаконичных понятных сообщений. Информация в электронной документации структурирована таким образом, чтобы можно было легко найти нужный раздел, посвященный решаемой задаче, содержащий помимо краткой общей информации четкие пошаговые указания для инженеров по промышленной безопасности и других специалистов.
Эффективность обучения безопасности производства
К показателям качества интерфейса ЦСО БП для обучаемого могут быть отнесены следующие:
- время, необходимое для достижения заданного уровня знаний и навыков при работе с программными средствами;
- сохранение полученных рабочих навыков по истечении некоторого времени;
- скорость выполнения действий программными средствами ЦСО БП с оценкой не быстродействия цифровой системы безопасности и скорости ввода данных с клавиатуры, а времени достижения целевой задачи;
- персональная удовлетворенность обучаемого при работе с ЦСО БП (например, по балльной шкале).
Дизайн интерфейса должен обеспечивать цифровую безопасность и минимизацию усилий при выполнении работы. Необходимо сократить длительность чтения и поиска информации, уменьшить время навигации и выбора команды, повысить информационную безопасность, общую продуктивность и увеличить устойчивость работы обучаемого.
К одному из важных достоинств интерфейса можно отнести ощущение пользователя, что именно он управляет программными средствами ЦСО БП, а не программные средства управляют им. Качество интерфейса можно достаточно полно охарактеризовать простой, эффективностью и удовлетворенностью при достижении определенной цели обучения основам цифровой безопасности.
Простота и ясность действий обучаемых достигается прозрачностью навигации в программе, ясностью и четкостью понимания текстов и значения икон, наличием средств лаконичной контекстной поддержки обучаемого. При этом минимизация действий пользователей цифровых технологий безопасности не оказывает негативного воздействия на выполнение процессов инструктажа, подготовки для аттестации и контроля знаний, а также не влияет на объективность конечного результата каждого из процессов.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Лин-технологии. Бережливое производство» ИД «ПАНОРАМА».