Приоритеты несырьевого экспорта России

Приоритеты несырьевого экспорта России

В современных международных экономических отношениях в России сохраняется проблема зависимости от конъюнктуры цен на сырьевых рынках. Экономически выгодно на данном этапе развивать другие направления внешнеэкономической деятельности. Поэтому одним из ключевых стратегических приоритетов государственной экономической политики России было утверждено внешнеэкономическое развитие, направленное на экспорт несырьевого товара.

Основная цель внешнеэкономической стратегии – преодоление давней, но все еще актуальнейшей проблемы диверсификации российской экономики, в том числе за счет роста несырьевого экспорта. По оценкам РЭЦ, в 2020 г. доля несырьевого неэнергетического экспорта впервые за 20 лет составила 48%, т. е. практически половину от общего объема всех вывозимых из страны товаров.

В условиях новых подходов к международным политическим и экономическим отношениям и изменений законодательства в сфере ВЭД, закрепившего целевой показатель несырьевого неэнергетического экспорта, важно сопоставить возможности для его реализации и реального преодоления проблем зависимости российской экономики от конъюнктуры цен на сырьевых рынках. Специалисты ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения РАН» провели исследование, в котором оценивается роль институционального обеспечения роста несырьевого неэнергетического экспорта.

Несырьевой экспорт России

Для удобства оценки существующее многообразие приоритетов национального и регионального развития в сфере ВЭД предлагается сгруппировать в три основных блока:

  • совершенствование экспортно-импортной специализации региона;
  • внешнеэкономическая инфраструктура региональной ВЭД;
  • сотрудничество и международные экономические отношения с международными организациями на региональном уровне.

Так, первая группа включает две главных составляющих: экспортная стратегия и стратегия импортозамещения. Ключевой составляющей экспортной стратегии являются следующие приоритеты, утвержденные в федеральном законодательстве:

  • увеличение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров;
  • высокотехнологичный экспорт.

Несырьевые секторальные и отраслевые приоритеты:

  • увеличение удельного веса машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;
  • рост объема экспорта продукции агропромышленного комплекса, а также степени его обработки;
  • увеличение доли РФ в мировом объеме цифровой экономики;
  • обеспечение всестороннего развития отечественных частных высокотехнологичных экспортоориентированных компаний.

Существует прямая взаимосвязь между развитостью законодательства и показателями ВЭД региона. Таким образом, поддержка несырьевого экспорта напрямую зависит от региональных нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. Поэтому обобщение теоретических подходов к приоритетам несырьевого экспорта, разработка методического инструментария и оценка представленности этой тематики в концептуальных документах являются актуальными задачами в условиях глобализации международных экономических отношений.

Характеристика внешнеэкономических стратегий

Чтобы повысить объем несырьевого экспорта, необходимо обобщение подходов к внешнеэкономическим стратегиям как надсистемам. Изначально для национального уровня выделяют две основные стратегии ВЭД: стимулирование (развитие) экспорта и замещение импорта. Данные Всемирного банка сравнение двух стратегий за 1965–1990 гг. демонстрируют большую результативность развивающихся стран, ориентированных на стимулирование экспорта, — ежегодный прирост ВВП составлял 7,6 % против 3 % у остальных развивающихся стран.
Роль России в мировой экономике в большей степени представлена в сфере сырьевого экспорта. В свете больших ожиданий Правительства РФ от политики развития несырьевого неэнергетического экспорта важно учитывать наличие существенных ограничений стратегии экспорта для экономического роста:

  • зависимость экспортеров и экономики от импорта оборудования и материалов;
  • уязвимость от непредсказуемости спроса, конъюнктуры мирового рынка и сложность управления этими процессами;
  • риски изменения внешнеторговой политики принимающей стороны (торговые войны) и др.

Реализация стратегия расширения экспорта предполагает внедрение государством следующих инструментов регулирования и поддержки:

  • получение или расширение доступа на рынки других стран;
  • создание благоприятствующих валютных условий;
  • поддержка отдельных экспортных отраслей;
  • государственная поддержка в продвижении экспортеров на внешний рынок и др.

Оценка несырьевого экспорта

Для разработки и создания внешнеэкономических региональных стратегий экспорта несырьевых товаров необходимо выявить и установить правовые формулировки. Обзор нормативно-правовых документов подтверждает значимость следующих формулировок:

  • экспорт несырьевых неэнергетических товаров (аналогии – несырьевой и несырьевой неэнергетический экспорт);
  • не обнаружено в публикациях рассмотрения категории «несырьевой экспортер»;
  • категория «высокотехнологичный экспорт» также не представлена в исследованиях (аналогии – «экспорт высокотехнологичных наукоемких товаров», «высокопроизводительный экспортоориентированный сектор»).

Для оценки нормативно-правового обеспечения экспорта несырьевых товаров по регионам актуально произвести частотный анализ концептуальных документов с помощью методологии контент-анализа. Что и было сделано на примере действующих текстов субъектов Северо-Западного федерального округа.

В результате анализа было установлено, что поскольку во всех регионах СЗФО действуют стратегии социально-экономического развития, содержащие экспортную тематику, то именно этот тип регионального концептуального документа был взят в качестве основного для выборки. Далее анализировались полные тексты действующих редакций стратегий социально-экономического развития 11 регионов СЗФО.

Итогом проведенного контент-анализа названий и текстов, выбранных на первом этапе нормативно-правовых документов, явился первый научный результат исследования – узкопрофильные документы по несырьевому экспорту разработаны только в Ленинградской области, госпрограммы ВЭД только в Ненецком АО, остальные регионы частично обеспечены документами, регулирующими стратегии и госпрограммами социально-экономического развития.

Проведенная оценка представленности приоритетов несырьевого экспорта в концептуальных документах регионов имеет важное практическое значение и может выступить основой для последующего обоснованного осмысления необходимости формирования научной концепции, отражающей экспорт несырьевого товара.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *