Уровень суицидальной смертности среди пациентов с психическими расстройствами значительно выше, поэтому профилактика суицидального поведения на этапе стационарного лечения является важнейшим направлением. В статье представлено исследование случаев госпитальных суицидальных актов, а также комплексное клинико-психопатологическое исследование пациентов с суицидальными попытками в период госпитализации и в ранние сроки после выписки.
Выявление суицидоопасных состояний как клинических факторов суицидального риска является важной задачей для выбора тактики работы с пациентами психиатрического профиля. Согласно современным представлениям, одним из основных звеньев суицидального поведения является депрессивный синдром.
Изучение суицидального поведения на примере госпитальных пациентов предоставляет возможность ретроспективной оценки психического статуса в пресуицидальном периоде. Исследование проводилось на базе областных психиатрических больниц Брянска и Смоленска, его участниками стали пациенты психиатрических стационаров в возрасте от 18 до 65 лет с внешними формами суицидального поведения во время госпитализации в психиатрический стационар и в ранние сроки после выписки.
В группу исследования вошли 60 пациентов (средний возраст 39,3±5,1 года), из которых 33 женщины и 27 мужчин, совершивших 48 случаев суицидальных попыток (СП) и 12 суицидов. В контрольную группу вошли 50 пациентов с теми же формами психических расстройств, что и у пациентов основной группы, но не без внешних форм суицидального поведения в анамнезе.
Диагностика суицидального риска
Наибольшее количество смертельных случаев регистрировалось среди пациентов с расстройствами шизофренического спектра (8 человек), так[1]же смертельные случаи регистрировались среди пациентов с расстройством настроения (3 чело[1]века), в группе органических расстройств зарегистрирован 1 случай.
У пациентов основной группы отмечались выраженные признаки личностных расстройств: повышенная возбудимость, импульсивность, нарушение способностей оценки последствий своих действий. Симптомы соответствовали клинической картине эмоционально-неустойчивого расстройства личности и поведения возбудимого типа (4 человека). В одном случае у пациента, совершившего суицид в стационаре, отмечались признаки эмоционально-неустойчивого расстройства пограничного типа. Клинически это проявлялось эмоциональной лабильностью, жалобами на чувство одиночества, тоски, ощущение бессмысленности своего существования, неуверенности в себе, собственной ненужности и ущербности. В остальных случаях структура личностных расстройств соответствовала в большей степени истерическому типу (4 человека) и проявлялась в виде демонстративности, преувеличенного выражения эмоций, стремления привлечь внимание к своим переживаниям.
У пациентов группы сравнения с органическими психическими расстройствами в клинической картине преобладали интеллектуально-мнестические расстройства, нарушения в виде тугоподвижности, вязкости мышления. Эмоционально-волевые, личностные и аффективные расстройства в виде гипотимии, раздражительности, эмоциональной лабильности, тревоги, в отличие от основной группы, встречались значительно реже. Депрессивный синдром выявлялся примерно в половине случаев и включал в себя симптомы апатии или тревоги. Вместе с тем, личностные расстройства не являлись ведущими в клинической картине пациентов контрольной группы с органическим расстройством личности и не имели выраженного характера.
Суицидальное поведение в стационаре
В большинстве случаев суицидальные акты были совершены в поздние сроки госпитализации более 30 дней — 62,5% (20 человек), на 1-й и 3-й неделе — по 18,7% (6 человек). Наряду со специфическими симптомами, у пациентов с приступообразной шизофренией регистрировалась депрессивная симптоматика.
Клиническая картина депрессивного синдрома, помимо основных элементов депрессивной триады, могла содержать дополнительные симптомы: тревогу, деперсонализацию, ипохондрические мысли, ангедонию. У большинства суицидентов депрессивная симптоматика соответствовала описанию тоскливо-анестетической депрессии с чувством тоски, отчаяния, ощущением потери чувств, «собственной измененности», ангедонией, пессимистической оценкой будущего, идеями самообвинения (46,2%, 6 человек). Тревожно-депрессивный синдром выявлялся несколько реже (23%, 3 человека).
Среди пациентов с эмоционально-неустойчивым расстройством личности и поведения преобладал импульсивный тип, связанный с повышенной возбудимостью, импульсивностью, склонностью к агрессивным действиям. В связи с этим нередко пациенты говорили о чувстве вины из-за своих поступков и последствий импульсивных и агрессивных действий. Наряду с личностными расстройствами выявлялась депрессивная симптоматика, сопровождающаяся тревогой или же дисфорией с моторной расторможенностью. Возбудимость и импульсивность у пациентов с эмоционально неустойчивым расстройством без суицидальных форм поведения в анамнезе чаще выражалась вербальной агрессией, плаксивостью.
Пациенты с шизоидным расстройством с отсутствием суицидальных форм поведения характеризовались эмоциональной холодностью, уплощенностью аффекта, стремлением к уединенной деятельности, неспособностью проявлять эмоциональные реакции, склонностью к фантазированию, интроспекции. У всех суицидентов, проявлявших суицидальное поведение в психиатрическом стационаре и в ранние сроки после выписки выявлялась депрессивная симптоматика.
Пациенты, совершившие суицидальные действия на первой неделе, в большинстве случаев отличались наличием тревожной симптоматики в структуре депрессии (64,3%). Среди пациентов, совершивших суицидальные действия спустя более двух месяцев госпитализации, преобладали пациенты с тоскливо-анестетическим депрессивным синдромом (60%), наибольшее количество смертельных случаев пришлось на этот период (8 случаев).
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии» ИД «ПАНОРАМА».