Формирование позитивного имиджа России

Формирование позитивного имиджа России

Формирование имиджа – это долгий, непрерывный процесс, связанный политическим строем, стабильностью экономики, экспортов товаров и услуг и пр. В России эти этапы связаны еще и с историческими событиями рубежа веков, особенностями культуры и менталитета и другими социокультурными аспектами, активно принимающими участие в создании положительного образа государства. Существуют проверенные стратегии, которые позволяют государству улучшить свой имидж, и их можно применить в России.

От имиджа в том числе зависит и место России в мировой экономике. Образ страны формируется как представление о ней отдельных людей, групп или народов, он отражает как национальные, так и культурные особенности. Для увеличения роли России в мировой экономике работать в этом направлении так же, как любая крупная компания работает над своим брендом. Имидж любого государства должен отображать характеризующие его достоинства и свойства. От признания государства другими странами зависит успех экономики, социальной сферы и культуры государства.

Политический имидж России

После распада Советского Союза имидж России был противоречивым. Россия была правопреемницей СССР, некоторые продолжали воспринимать ее в качестве тоталитарного государства. В то же время либеральные реформы 1980-х гг. еще во времена Перестройки способствовали созданию образа России как демократической страны. И все же в 1990-х гг. имидж страны претерпевал значительные изменения и выглядел неоднозначно, отчасти сказывалось и то, что доля России в мировой экономике была незначительной.

В 2000 г. была принята новая «Концепция внешней политики Российской Федерации», в которой впервые был поднят вопрос о создании позитивного внешнеполитического имиджа России как цивилизованного и демократического государства. К этому моменту экономика России в мировой системе укрепила свои позиции, страна активно занималась погашением внешних долгов. В период с 2001 по 2008 г. размер государственного внешнего долга РФ постоянно снижался, причем как в абсолютных значениях, так и в процентах к ВВП. Если на конец 2000 г. внешний долг России составлял 55,9% к ВВП, то к концу 2008 г. этот показатель снизился до 7,5% к ВВП.

Быстрое погашение долгов вызвало за рубежом волну роста уважения и доверия к России, повышение ее значимости в международных экономических отношениях.
В 2008 г. была принята новая «Концепция внешней политики», в которой также уделялось внимание проблеме восприятия России за рубежом. В этом документе упоминалась публичная дипломатия как одна из самых эффективных технологий формирования позитивного образа страны. Так, например, в 2010 г. был создан «Фонд поддержки публичной дипломатии имени A. M. Горчакова», а также некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам».

Еще одно обновление этого документа произошло в 2016 г. В нем говорится о применении инструментов «мягкой силы», а именно возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов в дополнение к традиционным методам дипломатии для решения различных внешнеполитических проблем.

Создание позитивного имиджа

Сегодня в процессах формирования положительного имиджа государства активно принимают участие органы государственной власти, публичная дипломатия, неправительственные организации, глобальные СМИ. Публичная дипломатия представляет собой неофициальную внешнеполитическую деятельность независимых от правительства политических акторов — неправительственных организаций, движений и институтов, направленную на сохранение мира, развитие и улучшение межгосударственных отношений. Так же играют роль продвижение российского образования и привлечение иностранных граждан в государственные вузы.

Статья была опубликована в журнале «Международная экономика» № 10/2021. Получить бесплатный доступ к полной версии материала и скачать журнал можно по ссылке.

Существуют общие для всех государств принципы, на которых должны основываться все этапы создания и продвижения имиджа страны в международных финансово экономических и политических отношениях. Прежде всего, необходимо обеспечить эффективную деятельность государственных структур в обществе, поддерживать высокую репутацию государственных институтов, повысить уровень политической грамотности населения.

Для того, чтобы изменить имидж и место рынка России в мировой экономике, необходимо участие власти, бизнеса и общества. Вот какие шаги могут помочь в достижении этой цели:

  • активное участие в международных организациях;
  • создание Института или координационного совета, который будет отвечать за имидж России;
  • развитие энергетических, экологических проектов;
  • продвижение культуры России в зарубежных странах;
  • развитие научных программ и проектов;
  • оказание гуманитарной помощи различным странам и пр.

Публичная дипломатия в России

Разработка предложений по формированию стратегии продвижения имиджа России и ее значимости в системе международных экономических отношений продолжается. Например, в феврале 2020 г. был представлен доклад «Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018–2019 гг 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России», который содержит следующие рекомендации:

  1. Разработать концепцию публичной дипломатии, что будет способствовать устранению путаницы в этом понятии.
  2. Реформировать Россотрудничество и включить в его деятельность проекты, связанные с публичной дипломатией.
  3. Создать подразделение или Департамент публичной дипломатии в Министерстве иностранных дел.
  4. Увеличить эффективность работы организаций, которые вовлечены в публичную дипломатию.
  5. Наладить координацию ведомств, которые участвуют в публичной дипломатии, в формате совета или совещания.
  6. Усовершенствовать механизм взаимодействия ведомств с некоммерческими организациями-международниками.
  7. Скорректировать систему финансирования публичной дипломатии путем перевода работы некоммерческих организаций — участников публичной дипломатии в формат проектов долгосрочного характера с использованием «долгих» денег.
  8. Начать подготовку будущих кадров в области публичной дипломатии.
  9. Создать российскую стипендиальную программу академических стажировок в формате частно-государственного партнерства с привлечением крупных государственных или частных компаний.
  10. Усилить внешнее измерение публичной дипломатии.

Таким образом, для успешного создания позитивного образа страны необходимо отказаться от устаревших методов его формирования. Позитивный имидж выступает в качестве защиты страны и способствует достижению ее интересов, привлечению инвестиций и укреплению места России в мировой экономике.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Международная экономика» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *