Проблемы и перспективы экологического страхования в России

Проблемы и перспективы экологического страхования в России

В большинстве стран мира компании, которые управляют, владеют и занимаются развитием и финансированием проектов с недвижимым имуществом, подвержены различным рискам, связанным с ответственностью в связи с загрязнением окружающей природной среды, — даже в случае непричастности к возникшему загрязнению. Эффективность менеджмента предприятия во многом зависит от правильной оценки рисков, в том числе юридической ответственности за загрязнение окружающей среды.

Основанием юридической ответственности субъекта может являться как загрязнение, существовавшее на объекте ранее (предшествующее / историческое загрязнение), так и загрязнение окружающей среды в ходе производственной деятельности. Учитывая разные типы кризисов на предприятии, большинство договоров страхования общей гражданской ответственности исключают подобные риски, включая убытки в результате постепенного (например, утечки топлива на нефтехранилищах, АЗС в течение длительного периода времени) и исторического загрязнений. Важным моментом является страхование объектов окружающей среды, которое позволяет минимизировать экологические риски и неблагоприятные для экологии последствия. В этом и заключается повышение экологической эффективности предприятий.

Правовой режим

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает правовой режим и механизмы ликвидации такого вреда. В частности, он предусматривает, что выявление загрязненных объектов осуществляется в ходе инвентаризации и обследования территорий и акваторий, где в прошлом велась экономическая и иная деятельность, а сейчас — расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и размещаются отходы. Государственный реестр таких объектов ведет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Полную версию статьи читайте в журнале “Генеральный директор. Управление промышленным предприятием” 02/2021, получить бесплатный выпуск можно по ссылке.

Как следует из нормативных требований, эффективность деятельности предприятий отчасти зависит от правильного страхования. Однако возможность приобретения комплексного страхования ответственности за загрязнение окружающей природной среды или экострахования на российском страховом рынке ограничены, существующие продукты практически не учитывают внешние кризисы предприятия. Как правило, покрываются исключительно риски, связанные с внезапным и непредвиденным загрязнением окружающей среды (например, в результате взрыва на предприятии).

Полисы же обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов за вред, причиненный в результате аварии на опасном объекте, прямо исключают риски, связанные с причинением вреда окружающей среде. Таким образом, многие производственные предприятия продолжают нести риски, связанные с причинением вреда окружающей среде и расходами на расчистку загрязненных территорий, в то время как экострахование смогло бы легко покрыть эти нежелательные факторы кризиса предприятия.

Понятие «проблема накопленного вреда окружающей среде», или «историческое загрязнение» на законодательном уровне рассматривается не столь давно. В 70-80-х годах прошлого века в США случилась трагедия – в окрестностях города Ниагара-Фолс штата Нью-Йорк в месте расположения полигон промышленных отходов построили жилой район, СМИ обратили внимание на частые случаи заболевания раком и рождения детей с различными паталогиями. Проблема приобрела национальный характер, а власти были вынуждены переселить более 800 семей и выплатить им компенсации.

Очевидно, что количество подобных точек накопленного вреда на территории страны могло достигать нескольких сотен и даже тысяч и что они способны привести к поистине катастрофическим последствиям для здоровья населения. Поэтому в 1980 г. Конгресс США одобрил Акт «О всеобъемлющих мерах по охране окружающей среды, компенсациях и ответственности». Акт предусматривал ретроспективную ответственность за вред окружающей среде и позволял взыскивать с действующего собственника расходы на рекультивацию загрязненных территорий вне зависимости от того, было ли влияние кризиса на предприятие и имел ли он отношение к загрязнению или нет.

Особенности экологического страхования

Введение ответственности за историческое загрязнение окружающей среды стало стимулом для формирования рынка экологического страхования. Сегодня комплексное экологическое страхование — один из способов управления соответствующими рисками, включая риски исторического загрязнения. Это, конечно, не означает, что компании, предоставляющие такие страховые продукты, готовы застраховать представителей любых отраслей. Однако ситуация существенно улучшилась по сравнению с концом прошлого столетия, когда спрос был, а предложения — нет.

Таким образом, эффективность системы управления предприятием начинает зависеть не только от внутренних процессов, но и от грамотного подхода к страхованию. Главной особенностью такого страхового полиса является то, что он выдается на базе заявленного требования (claimsmade), т. е. страховым случаем является не причинение вреда, а предъявление претензии в течение срока страхования. Поскольку причинение вреда, которое повлекло за собой предъявление претензии, могло произойти несколько лет или даже десятилетий назад, страховщики иногда устанавливают в полисе так называемую ретроактивную дату. Претензии в отношении случаев причинения вреда, произошедших до наступления этой даты, не будут рассматриваться в качестве страхового случая. Введение ретроактивной даты характерно для высокорисковых индустрий или территорий с длительной промышленной историей.

В частности, управление персоналом в условиях кризиса предприятия должно вносить коррективы в штатное расписание, включая в него экспертов в области экологии, или нанимая сторонних специалистов. Экспертиза с последующим составлением отчета о возможных рисках и их последствиях может проводиться силами либо страховщика, либо специализированной организацией в сфере экологического аудита и консалтинга.

Минприроды России издал приказ «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке», который подразумевает включать экологически опасные объекты в госреестр. При этом рассматриваются следующие критерии:

  • объем загрязняющих веществ;
  • масса размещенных отходов производства и потребления по различным классам опасности;
  • площадь территории (акватории), подверженной негативному воздействию;
  • уровень и объем негативного воздействия на окружающую среду;
  • наличие на объектах опасных веществ, указанных в международных договорах, подписанных и ратифицированных РФ;
  • количество населения, проживающего на территории, окружающая среда которой испытывает негативное воздействие объекта или находится под угрозой такого воздействия;
  • общее влияние объекта на состояние экологической безопасности, определяемое как сумма значений, полученных по указанным выше критериям.

Представители Минприроды заявляют, что в ходе четырехлетнего мониторинга было выявлено 1800 экологически опасных объектов в 80 субъектах страны. Стоит отметить, что недостаточная эффективность менеджмента предприятия стала одним из аргументов к созданию приоритетного на ближайшие годы проекта — «Чистая страна».

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *