Политические, экономические и экологические проблемы все чаще становятся предметом ответственности лидеров международного бизнеса, а в 2020 году к ним добавился еще и COVID-2019. Но это абсолютно не значит, что предприятие должно останавливаться в своем росте. Цель любого расширения бизнес заключается в привлечении новых клиентов и повышении основных показателей эффективности деятельности предприятия.
Несмотря на неопределенность и проблемы, вызванные экономическим кризисом, существует ряд руководящих принципов ведения бизнеса в глобальном масштабе, которые необходимо учитывать, прежде чем приступать к новым международным интервенциям. А. Ю. Улитенко, вице-президент по маркетингу и продажам в Европе, рассказал журналу “Генеральный директор. Управление промышленным предприятием 2/2021” о главных вызовах для международного бизнеса.
Правила бизнеса за рубежом
По мнению эксперта, если руководитель стремится к высокой экономической эффективности предприятия на мировом уровне, у него должна быть команда, способная справиться с этой задачей. Одним из фундаментальных соображений является структура организации и расположение ее команд. Запуская сбыт через локального партнера, можно сделать все быстрее, но при этом существенно потерять прибыль и контроль над рынком. В то же время собственные офисы продаж, хоть и обойдутся дороже, но будут обеспечивать более или менее честный взгляд на рынок.
Наряду с созданием структуры компании для организации стратегического планирования производства, ключевое значение приобретает полное понимание местных законов и нормативных актов, регулирующих целевые рынки. Все, от налоговых послаблений до таможенных пошлин и юридических требований, является центральной функцией любого успешного международного бизнеса. Право на торговлю имеет большое значение, равно как и потенциальные тарифы и судебные издержки, связанные с выходом на новые рынки. Учитывая сложность законов о внешней торговле и трудоустройстве, инвестиции в знающих и опытных корпоративных консультантов могут оказаться неоценимыми.
Наверное, самая важная область, которую необходимо учитывать при ведении международного бизнеса, — это соблюдение местного налогового законодательства. Бухгалтерский учет может представлять проблему для многонациональных компаний, которые несут ответственность за налог на прибыль за рубежом. Различные налоговые системы, ставки и требования соответствия могут значительно усложнить финансовую составляющую многонациональной организации и повлиять на ключевые показатели эффективности предприятия. Стратегия бухгалтерского учета является ключом к максимизации дохода, и место, где зарегистрирован бизнес, может повлиять и на налоговые обязательства. Снижение риска нескольких уровней налогообложения выгодно для любой организации, торгующей за границей. Знание налоговых соглашений между странами, в которых работает бизнес, поможет гарантировать, что руководитель не будет платить ненужные двойные налоги.
Вопросы ценообразования
Установление цены на продукты и услуги может представлять проблемы при ведении бизнеса за рубежом и должно стать еще одним важным для оценки эффективности работы предприятия. Необходимо учитывать затраты, чтобы оставаться конкурентоспособными, при этом обеспечивая прибыль. Изучение цен прямых конкурентов на местном рынке может дать ориентир, однако, важно, чтобы математика все еще работала в пользу компании. Например, стоимость производства и доставки, труда, маркетинга и распределения, а также прибыль должны быть приняты во внимание, чтобы бизнес был жизнеспособным. Выбор способа доставки может оказать существенное влияние на прибыль и может ограничить ассортиментную матрицу, которую организация может выгодно продавать за рубежом. И не стоит забывать, что нужно учитывать наличие таможенных сборов, необходимость и стоимость хранения, а также местные методы транспортировки.
Распространение международных сайтов электронной коммерции сделало продажу товаров за рубежом проще и доступнее для бизнеса и потребителей. Однако способы оплаты, которые обычно принимаются на домашнем рынке, могут быть недоступны за рубежом. Определение приемлемых способов оплаты и обеспечение безопасной обработки должны быть в центре внимания компаний, которые стремятся торговать на международном уровне.
В то время как ценообразование и способы оплаты являются первостепенными задачами, колебание курса валюты является одной из самых сложных проблем международного бизнеса и вывода любого предприятия из кризиса. Поэтому мониторинг обменных курсов должен быть центральной частью стратегии для всех международных компаний. Однако глобальная экономическая нестабильность может особенно затруднить прогнозирование прибыли, особенно когда ставки колеблются на непредсказуемых уровнях.
Социальные и политические вопросы
Эффективное общение с коллегами, клиентами и заказчиками за рубежом является залогом успеха в международном бизнесе и способствует повышению экономической эффективности и в целом всей деятельности предприятия. И зачастую это больше, чем просто языковой барьер, о котором нужно думать — невербальное общение может также заключать или нарушать деловые сделки.
Прежде чем рассмотреть вопрос о выходе на новый или неизвестный рынок, критически важна оценка рисков в экономической и политической сферах. Изменения в правительстве могут привести к изменениям в политике, правилах и процентных ставках, которые могут нанести ущерб иностранному бизнесу и инвестициям. Мониторинг политических событий и соответствующее планирование могут снизить политические риски ведения бизнеса за рубежом.
И, наконец, следует обращать внимания на экологические риски и последствия изменения климата. Последние международные законы и предложения, такие как Цели ООН в области устойчивого развития, выдвинули экологические проблемы на передний план развития международного бизнеса. На практическом уровне, если планируется расширить свой бизнес за рубежом, важно знать о природоохранных нормах и проблемах, связанных со своей отраслью. Основные показатели эффективности деятельности предприятия должны оцениваться с учетом того, как привычные методы производства могут повлиять на местную окружающую среду через отходы и загрязнение.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» ИД «ПАНОРАМА».