Лин технологии получили наибольшее распространение в производственной среде, однако они применяются и в сфере услуг, в том числе и в финансовом секторе. Некоторые банки, использующие методы бережливого производства в работе своих отделений, смогли в два раза увеличить время полезной работы своих сотрудников и в три раза число привлекаемых клиентов. Они добились 30% снижения расходов, а также сокращения затрат времени и количества ошибок на 80%.
Основная особенность Lean-методик в том, что они позволяют решать задачи по оптимизации расходов и затрат времени одновременно с повышением качества услуг, не жертвуя одним ради другого. Применение принципов оптимизации процессов можно рассмотреть на примере банковского процесса «выдача ипотеки». Рустам Кантюков, МВА, эксперт в области бережливого производства, поделился своим опытом с журналом «ЛИН-технологии: бережливое производство, № 1 (28), 2021». Скачать бесплатный выпуск и ознакомиться с полной версией статьи вы можете на сайте ИД «Панорама».
Основные потери ресурсов при оформлении ипотеки
В рамках «бережливого» подхода потери (неэффективности в процессах) подразделяются на восемь типов – все они могут быть обнаружены при оформлении ипотеки. В процессе одобрения ипотечного кредита часто встречаются ошибки при оформлении, излишние требования к качеству, ненужные перемещения, отсутствие автоматизации простых процедур, недостаточные связи между различными программными приложениями. Рекомендации по повышению эффективности работы банковского предприятия будут заключаться в исправлении этих ошибок. Они могут сократить имеющиеся ресурсы на 50–60% от теоретического максимума. Более того, если исполнение процесса не отличается гибкостью и не способно учесть колебания спроса, то простои могут отнять еще 10–15% ресурсов. И, наконец, разница в производительности разных людей снижает «номинальную мощность» еще на 20–25%. Это означает, что, по наиболее пессимистическим оценкам, подразделение банка может функционировать лишь на уровне 15% от своей максимальной производительности.
Чтобы оптимизировать бизнес-процессы и скорректировать управление финансами предприятия в условиях кризиса, необходимо провести диагностику текущего состояния, определить «болевые точки» и зоны роста. Далее следует запускать процесс адаптации и внедрения инструментов и практики Lean-технологий, а также реализовать инициативы по оптимизации процессов.
Диагностика операционной системы и меры по устранению недостатков
- Анализ клиентского потока, загрузки и пиковых нагрузок. С помощью истории клиентского потока можно проанализировать соответствие имеющихся ресурсов и входящий объем работ. Для этого необходимо иметь нормативные значения выполнения операций. Данные выгрузок из банковских систем по количеству операций взвешиваются на нормативное время и сопоставляются с имеющимися в данное время плановыми штатными единицами. Для устранения простоев и потерь гибкости необходимо при организации стратегического планирования на предприятии внедрять инструменты Lean: выравнивание потока, производственная ячейка, быстрая переналадка (переключение между ролями, SMED), визуальные средства управления процессами.
- Анализ разброса эффективности сотрудников. Высокий уровень разброса эффективности указывает на значительный потенциал оптимизации, существование «лучших практик», которые следует распространить. После выявления коренных причин разброса производительности работников показатель лучшего исполнителя применяется к остальным сотрудникам. Таким образом, лучшие исполнители – потенциальный источник создания инструмента «Стандартные операционные процедуры» (СОП). Для выравнивания уровня подготовки сотрудников и оптимизации времени, затрачиваемого на подготовку специалистов, нужно реализовать основные методы организации бережливого производства при обучении сотрудников: закрепить функции наставника за руководителем, ввести индивидуальный план развития сотрудников, ввести сессии коуч-наставничества «1 на 1». Такой подход позволяет за счет доведения уровня «средних» к «лучшим» и «худших» к «средним» показывать рост производительности в целом по подразделению минимум на 20–25%.
- Сквозной анализ процесса (MIFA 1). Сквозной анализ процесса представляет собой карту хода процесса, которая показывает материальные и информационные потоки, необходимые для превращения «сырого материала» в конечный продукт. Карта помогает понять потоки, проблемные места, места ожидания в процессе с помощью визуализации взаимодействия материала и информации, составить и оценить целевое состояние процесса за счет визуализации его шагов. Карта должна располагаться на видном месте так, чтобы сотрудники могли ознакомиться с ней и предложить идеи по улучшению. Все шаги процесса анализируются на наличие 8 видов потерь. Также карта используется для поиска идей по улучшению процесса в ходе Kaizen-сессии с участием руководителей и ключевых сотрудников подразделения, в качестве одного из путей повышения экономической эффективности банковского предприятия.
- Анализ использования рабочего времени (ОРЕ 2). Показатель OPE измеряется как отношение фактической добавленной стоимости к общему объему потребленных ресурсов. Он варьируется в зависимости от процесса и от степени концентрации различных производственных этапов во времени и пространстве. При относительно концентрированном процессе, например, при закрытии операционного дня кассира в рассматриваемом банке, ОРЕ обычно составляет около 70% (за 100% принимается полная загрузка имеющихся ресурсов). Если процесс более рассредоточен (например, обработка заявки на получение ипотечного кредита), затрагивает различные подразделения и длится в течение нескольких недель, ОРЕ иногда снижается до 30–40%. Методы реализации проектов бережливого производства в таком случае будут заключаться в анализе и устранении причины простоев, потери гибкости, разброса производительности и потерь – такая корректировка процесса способна снизить затраты на 20–30% и повысить эффективность.
Общий оцененный эффект в росте производительности от реализации инициатив и внедрения методов бережливого производства в подразделении андеррайтинга ипотечных сделок банка по данному примеру составил 70%. Инициативы по улучшению процесса позволили снизить время принятия решения по кредиту на 30% и сократить время рассмотрения заявок по ипотеке с 12 до 7–8 дней, что в целом отражало ожидания клиентов и положительно отразилось на росте продаж банка. Несмотря на успешную работу в части оптимизации процессов, необходимо выстраивать постоянную работу по оптимизации процесса.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Лин Технологии: Бережливое производство» ИД «ПАНОРАМА».