Инструменты процессного управления для повышения эффективности предприятия

Инструменты процессного управления для повышения эффективности предприятия

Переход к бесцеховой структуре управления, предполагающий значительные изменения привычных взаимоотношений внутри предприятия, зачастую воспринимается многими работниками промышленных предприятий как «экзистенциальная» угроза, чреватая «потерей управляемости» и негативными последствиями для персонала. Такие иррациональные убеждения тормозят процесс преобразований и мешают перейти на оптимальное управление предприятием в кризисных ситуациях.

Этот психологический феномен характерен для работников всех кадровых уровней — от первых руководителей до конечных исполнителей. Многие фобии, касающиеся внедрения БСУ на российских предприятиях, относятся к роли начальника цеха. Начальник цеха – это ключевая фигура, олицетворяющая собой «скрепы» между топ-менеджментом и рабочими предприятия. Они реализуют планы руководства, организуя рабочих и специалистов на производство промежуточного продукта на выделенном им участке технологической цепочки.

Такая должность – одна из важнейших при дискретном (разделенном на части) производстве. Начальник цеха держит в своих руках все нити управления и не мыслит себя вне этих управленческих функций, изменение формы управления этими специалистами нередко воспринимается очень болезненно. При этом игнорируется тот факт, что при бесцеховой, процессной структуре управления в кадровой политике кризисного предприятия происходит трансформация функций начальника цеха и возникает иная опорная фигура — руководитель структурного подразделения, который отвечает за один из сквозных процессов технологической цепочки:

  • оперативное управление оборудованием (весь персонал операторов);
  •  обеспечение работоспособного состояния оборудования (техобслуживание и ремонт);
  •  планирование и координацию работ.

В создаваемой структуре руководители цехов перераспределяются по новым должностям с учетом их профессиональных компетенций, поэтому воспринимать подобные перемены как недооценку знаний и умений в корне неверно.

Плавный процесс повышения эффективности труда работников предприятия

Компромиссный вариант перехода к процессному управлению вполне возможен. Целевая картина эталонного цифрового промышленного предприятия выглядит следующим образом:

  • центральная диспетчерская служба (единый пульт управления);
  • служба владельцев оборудования (инженерный центр);
  • служба планирования и координации.

В обозримом будущем исчезнет одна из основных функций цеха — управление персоналом операторов вверенного цеху оборудования. Эта функция трансформируется в диспетчерское управление всем автоматизированным оборудованием предприятия, независимо от конкретных технологических переделов, за которыми закреплены цеха. Руководство цехов (начальник цеха, заместители по производству и ремонтам) движется к выполнению своей единственной неотъемлемой функции — обеспечению работоспособности оборудования. Но именно эта функция и является основополагающей для подразделения владельцев оборудования в процессной (бесцеховой) структуре управления.

Изменения в организации работы промышленных предприятий России свидетельствует о их постепенном продвижении к указанной выше эталонной схеме предприятия. В то же время этот процесс не стандартизирован — каждое предприятие движется к процессной модели своим путём. Стратегическое бизнес-планирование  предприятия, его планы и цели диктуют темп перемен.

Одни из наиболее острых дискуссий вызывает вопрос о функционале начальников цехов в новой системе управления. Концентрация власти и ответственности у начальника цеха не позволяет плавно ранжировать ответственность инженеров как это предполагается в службе владельцев оборудования – инженерном центре предприятия. Из-за этого начальники цехов довольно эмоционально воспринимают сокращение их управленческих функций. Руководству предприятий, в свою очередь, важно сохранить ценные кадры. На примере внедрения БСУ на различных предприятиях очевидно, что дефицит высококвалифицированных кадров — очень серьезная проблема, близкая к критической. Поэтому так важно обеспечить трансформацию квалификационных характеристик руководства цехов (начальник, заместители, ведущие специалисты) в квалификационные нормы, требуемые при формировании процессной структуры. Это один из важнейших механизмов повышения эффективности предприятия.

Искомый компромиссный или «мягкий» вариант перехода к процессному производству допускает:

  1. Закрепление за цехами небольшой части ремонтного персонала для включения его в дежурные смены в целях проведения необходимых операций техобслуживания оборудования и мелких ремонтов.
  2. Подчинение цехам оперативного персонала при условии выполнения ими единых для предприятия требований по условиям формирования оперативных смен, их контролю, обеспечению подготовки и повышения квалификации работников.

Вместе с тем необходимым условием перехода к процессной структуре является объединение руководителей и специалистов-инженеров цехов, непосредственно обслуживающих конкретные технологические переделы производства конечного продукта, в централизованную службу владельцев оборудования под руководством Технического директора (Главного инженера). Создание централизованной службы владельцев оборудования позволит наладить командную работу, стандартизировать подходы к реализации технической политики предприятия.

Основополагающий принцип БСУ — управление сквозными бизнес-процессами предприятия посредством специализированных подразделений. К ним относится оперативное управление оборудованием, обеспечение работоспособности оборудования, планирование и координация работ.

В описанной переходной структуре предприятия отсутствует как самоуправляемый лишь первый из обозначенных процессов, поскольку оперативный персонал остается в штатном расписании цехов.

Процесс автоматизации неуклонно сокращает значимость важнейшей функции прежнего цеха — управление оперативным персоналом. Уже в недалеком будущем, вероятно, эта функция исчезнет по причине замены человека машиной. Управление предприятием в кризисных ситуациях, которые в изобилии встречаются в быстро меняющемся мире, требует максимального использования современных технологий и современных управленческих методов.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Главный инженер» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *