Государственная политика либерализации в области ветеринарного контроля

Государственная политика либерализации в области ветеринарного контроля

Государство последовательно проводит политику либерализации в сфере предпринимательства и оптимизирует деятельность контролирующих органов. Одно из направлений такой политики – применение риск-ориентированного подхода при организации ветеринарного контроля и надзора, стимулирующего добросовестное соблюдения обязательных требований.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» гласит, что при осуществлении контроля и надзора проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, приоритетными являются собственно контрольные мероприятия. Усиление внутреннего контроля, добросовестная и ответственная работа сельскохозяйственных ветеринаров и всех остальных сотрудников снизит индикаторы риска при проверке. Для предпринимателей и фермеров это означает, что более строгие проверки ждут тех, кто не соответствует определенным требованиям; их соблюдение, в свою очередь, может снизить надзорную нагрузку.

Индикаторы риска на предприятиях при санветэкспертизе

В нормативно-правовую базу решений по оценке рисков входят ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ «О федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)», Приказ Минсельхоза России «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора)» и другие нормативно-правовые акты. Особое внимание оценке риска причинения ущерба при принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия уделяется в федеральном законе о государственном и муниципальном контроле. Все эти документы обязательны для ознакомления всеми, кто задействован в области ветеринарии сельскохозяйственных животных.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований формируют надзорные органы. К ним относится соответствие или отклонение от тех параметров работы организации, которые изначально не являются нарушениями, но с высокой степенью вероятности говорят об их потенциальном наличии. Федеральный орган исполнительной власти может разрабатывать и утверждать индикаторы риска, или участвовать в их разработке и утверждении. Контрольный орган обязан размещать на своем официальном сайте и поддерживать в актуальном состоянии перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к объектам риска.

Эти перечни утверждаются:

  1. для федерального контроля – федеральным органом исполнительной власти, государственными корпорациями с соответствующими полномочиями;
  2. для регионального контроля – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  3.  для вида муниципального контроля – представительным органом муниципального образования.

Вот список конкретных индикаторов риска в области ветеринарии и ветеринарно-санитарной экспертизы животных:

  • увеличение не менее чем на 20% случаев возникновения заразных и иных болезней животных, падежа, вынужденного убоя животных на производственном объекте в течение трех месяцев подряд по сравнению с аналогичным предшествующим периодом;
  • увеличение не менее чем на 20% на производственном объекте, на котором осуществляются убой животных, производство подконтрольных товаров, количества утилизированных или уничтоженных подконтрольных товаров в течение трех месяцев подряд по сравнению с аналогичным предшествующим периодом;
  • увеличение не менее чем на 20% количества произведенных товаров при отсутствии сведений об увеличении количества сырья животного происхождения в течение трех месяцев подряд по сравнению с аналогичным предшествующим периодом.

Индикаторы риска следует отличать от его критериев, используемых для определения категории риска объекта. Критерии риска оценивают постоянные признаки объектов контроля, а индикаторы риска – оперативное состояние производственной деятельности.

Государственный надзор в вопросах по животноводству

Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021. Государственный надзор осуществляется Россельхознадзором, его территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ (если они имеют такое полномочие). Россельхознадзор относит производственные объекты к одной из категорий риска причинения вреда (чрезвычайно высокий, высокий, средний, умеренный и низкий).

Надзорные органы проводят следующие профилактические мероприятия:

информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит. Государственный надзор осуществляется также проведением плановых контрольных мероприятий, таких как мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Визит может включать, например, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы при убое животных и другие профессиональные экспертизы для разных этапов производства.

Периодичность плановых проверок зависит от категории риска.

Критерии риска должны учитывать вероятность наступления негативных событий, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.

При оценке добросовестности учитываются следующие сведения:

  1. мероприятия по снижению риска причинения и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
  2. наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля;
  3. предоставление контролируемым лицом доступа контрольному органу к своим информационным ресурсам;
  4. независимая оценка соблюдения обязательных требований;
  5. добровольная сертификация;
  6.  заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда.

Одним словом, все меры профилактики болезней животных, тщательный внутренний контроль за производством и прочие самостоятельные шаги по обеспечению безопасности учитываются при отнесении организации к ой или иной категории. Отнесение объектов к категориям риска осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления нужных сведений. При отсутствии решения об отнесении объектов к категориям риска они считаются отнесенными к категории низкого риска.

Работа по реформированию ветеринарного законодательства продолжается. Организациям и предпринимателям следует пользоваться новыми особенностями государственного надзора и, в свою очередь, идти им навстречу – самостоятельно проводить ветеринарно-санитарные экспертизы продуктов животноводства, следить за утилизацией товаров и соотношением готового продукта и сырья. При попадании в группу низкого риска предприятие получит больше доверия, а значит, больше свободы для эффективной работы.

Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Ветеринария сельскохозяйственных животных» ИД «ПАНОРАМА».

    Настолько полезной была статья?

    Выберите необходимое количество звезд!

    Средний рейтинг 0 / 5. Количество оценок: 0

    Статью еще никто не оценил, будьте первыми.

Got something to share? Let's hear it.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *