Развитие, масштабирование и рост бизнеса невозможны без продуманного и четкого планирования, который базируется на анализе, как общей экономической среды, так и внутренних ресурсов. Особенно это важно в периоды внешних и внутренних кризисов. Поэтому в последние десятилетия внимание к организации стратегического планирования на предприятии существенно выросло. Окружающая среда динамично развивается и меняется, что обуславливает возрастание актуальности этого подхода, независимо от сферы деятельности и размера компании.
Основы стратегического бизнес планирования на предприятии
При внедрении стратегического управления в бизнес-процессы организации необходимо понимать, что не существует универсальной стратегии для всех компаний. Каждая организация имеет разные позиции на рынке, сферу деятельности, состояние экономики, культурную среду, характеристики производимого товара, выполняемых работ или оказанных услуг. У каждой компании есть ряд собственных кризисных факторов предприятия, которые важно учитывать при планировании.
Стратегическое управление трактуется как управление организацией, которое:
- опирается на человеческий потенциал как на основу организации;
- ориентирует производство на запросы потребителей;
- вносит своевременные изменения в организации в соответствии с изменениями окружающей среды;
- позволяет добиваться конкурентных преимуществ.
Эти ключевые позиции являются основой эффективности предприятия и именно они позволяют компаниям выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Элементы стратегического планирования предприятия
Рассматриваемая бизнес-модель – это динамическая система из пяти взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. Важным фактором в организации стратегического планирования производства является устойчивая обратная связи между процессами, влияние одного из них на другой и на всю совокупность в целом.
Первоочередным процессом считается анализ среды — именно он обеспечивает основу для определения миссии и целей организации, разработки стратегии ее поведения. Анализ среды включает в себя три составляющие: макроокружение, конкурентную среду и внутреннюю среду. Анализ среды включает в себя три составляющие: макроокружение, конкурентную среду и внутреннюю среду.
Еще одним важным инструментом стратегического планирования предприятия выступает определение миссии и целей компании. Они отражают сущность функционирования и определяют выбор стратегии управления. Различные виды стратегий применяются на определенных этапах работы предприятия и могут меняться в зависимости от условий внутренней и внешней и среды.
Завершающим этапом стратегического планирования на предприятии является организация контроля за выполнением. Он необходим для выяснения того, в какой степени реализация стратегии приводит к выполнению целей компании.
Основные принципы
Эффективность управления предприятием во многом зависит от формирования целей развития и способов их реализации. К основным принципам стратегического планирования относятся:
- Разграничение управления производством и имуществом. Если компанией руководит наемный персонал, собственник или учредители компании не вмешиваются в управление, а лишь контролируют активы и пассивы.
- Распределение доходов и расходов. На фоне изменения окружающей обстановки и рынка компаниям следует вкладывать средства в развитие перспективных и надежных проектов.
- Разделение функций стратегического и оперативного управления. Стратегическое управление производством осуществляется руководителем в штаб‑квартире компании, оперативное управление — директорами по производству, маркетингу, сбыту, а также подчиненными им отделами управления. Функции оперативного управления передаются в подразделения компании (цеха, комплексные компании и др.).
- Организация сотрудничества малого и крупного бизнеса. Кооперация малого и крупного бизнеса или нескольких небольших предприятий позволяют решать множество совместных задач.
Этапы внедрения
Организация стратегического планирования на предприятии состоит из нескольких этапов:
- Формулирование цели с учетом финансового положения компании – повышение платежеспособности, увеличение прибыли, освоение новых сфер деятельности и т.п.
- Дифференциация цели с выбором наступательной, оборонительной или отступающей стратегии в зависимости от состояния компании на данный момент.
- Выбор маркетинговой стратегии, направленной на обеспечение преимущества компании в долгосрочной перспективе. Здесь может быть обширный спектр базовых основ – снижение себестоимости продукта, изменение продуктовой линейки, сегментация и смена рынка, внедрение инновация и т.д.
Необходимо отметить, что на стадии внедрения особую роль играет фактор времени: сроки разработки, интенсивная реклама, укрепление связей с потенциальными покупателями и поставщиками — все это должно осуществляться без причинения ущерба производству.
Стратегическое управление является достаточно субъективным процессом, нельзя применить определенную модель на все бизнес‑единицы. Правильно подобранное стратегическое и тактическое планирование на предприятии — это залог успешного процветания бизнеса. Грамотная постановка целей и задач, установка сроков их реализации, осмысление миссии компании, объективность анализа внешней и внутренней среды — все это позволяет повысить эффективность функционирования бизнеса.
Ознакомиться с полной версией материала и другими публикациями вы можете, оформив подписку на журнал «Генеральный директор» ИД «ПАНОРАМА».